Делая общее обозрение курса богослужения, нельзя не прийти к выводу, что наука о богослужении тесно связана со священно-историческими воспоминаниями. Св. История, особенно Новозаветная, помогает выяснению происхождения и постепенного развития как идеи богослужения вообще, так и отдельных составных частей его и отдельных служб. Но, будучи связана с предыдущими отделами Закона Божия, наука о богослужении также связана и с последующим — катехизисом и богословием, где содержится учение о Православной вере и нравственности. Много точек соприкосновения богослужения с катехизисом. Приучая к храму Божию и молитвенному в нем стоянию, богослужение открывает собою цепь других христианских обязанностей, в которых проявляется наше служение Богу и ближним. Содержа постоянное напоминание о христианских истинах и свойствах Существа Божия (то обрядово-символическое, то поэтическое), богослужение помогает уразумению этих истин в системе и логической последовательности. Побуждая переживать христианина минуты особого духовного подъема, то трепетной радости, то благоговейного умиления, заставляя минутами забывать человека о всем земном, даже о потребностях своего собственного существа, богослужение тем самым заставляет усматривать в организме человеческом особые таинственные процессы, не поддающиеся внешнему наблюдению. Итак, отвлекая сознание человека от видимого к невидимому, от грубого вещественного к мистическому и одухотворенному, наука о богослужении тем самым подготовляет к восприятию катехизиса, главное учение которого есть область невидимого, таинственного и непостижимого и благодать Божия, в тайне сокровенная. Низводя на христианина в таинствах Божественную благодать, богослужение тем самым открывает эту благодать в личном опыте и внутренних переживаниях.

1 К числу составных частей богослужения можно отнести также проповеди или поучения.

2 По-гречески эти неоднократно произносимые возгласы читаются так: "?????????, ?????, ?????????" (просхомен = от глагола прос + эхо, обращаю внимание; ????? = софiа, премудрость; б) ????? ????? (орфи – от слова орфос, прямой) т.е. премудрость! сделайтесь прямыми, встаньте.

3 Слово аллилуиа по-гречески читается ????????? и произошло от еврейского слова: "галлелуiягъ". Еврейское же слово состоит из слова "галлелу" (от глагола галалъ – 2 лицо м. ч. повелит. накл. и значит хвалите) и слова "iягъ" (сокращенное слово имени Божия, по-еврейски Иегова, Иягъ, а по-русски слышится iя).

4 И по предположениям некоторых – с надстройкой особого помещения над входною частью (подобия второго этажа).

5 В Иерусалиме молитвенными домами первых христиан считаются дома Марии, матери Евангелиста Марка, Иосифа и Никодима, "Сионская Горница" – дом Тайной вечери.

6 При разъяснении вопроса о происхождении христианского храма иногда задаются вопросом, не послужил ли образцом для храмов внешний вид храма Иерусалимского. Мысль о таком подражании являлась ввиду того, что а) Ветх. Завет послужил приготовлением к Новому и б) многие обычаи Ветх. Завета перешли в христианство. Однако, при сравнении внешнего вида, убранства и расположения частей самых древних и современных христианских храмов с Иерусалимским, между ними оказывается существенное различие. Отличительными чертами древних христианских храмов служат: 1) разделение на нефы, 2) апсиды, 3) притвор, 4) обилие света и 5) колоннады. Но этих признаков Иерус. храм не имел, а потому, заключают ученые, не он служил образцом христианского храма.

7 Слово "базилика" – происходит от слова "басилевс" – "Царь и судья" и значит правительственное здание, предназначенное для суда и торговых собраний. 8 Катакомбы составляют принадлежность не одного Рима, а также и др. б. городов Европы, Азии и Африки. Кроме Римских, пользуются известностью еще катак. Неаполитанские, Галльские, Сицилийские, Александрийские. 9 От этого древнего обычая совершать Св. Евхаристию на гробнице мученика произошел современный обычай полагать на престоле и в антиминсе Св. мощи. 10 Христианские базилики появляются с конца II в. – В III в. они были настолько многочисленны, что в гонения императора Декия (249 – 251) в одном Риме их было разрушено до 40. После прекращения гонения при Константине Великом – базилики строятся в Иерусалиме, Вифлееме, Никомидии, Антиохии, Византии, Равенне, Вероне, в Алжире, Сирии и др. (См. еще прим. 2-е к § 25). 11 Относительно происхождения круглой формы Византийских храмов существует два мнения. По одному мнению, круглые храмы появились вследствие применения плана и устройства римских термов для совершения таинства Крещения над обращающимися в христианство язычниками. Для совершения этого таинства необходимо было иметь запас воды, вследствие чего в древнехристианских храмах иногда устраивались бассейны, по форме заимствованные от общественных термов. Такие церкви назывались баптистериями. Сферический вид термов было удобно удержать и в христианских храмах, потому что он напоминал собою видимый небесный свод. Простое позаимствование формы и внутреннего расположения римских термов для нужд крещальных храмов не вполне соответствовало бы смыслу и величию христианского храма, а потому термы были дополнены чертами базиличного храма. От термов была заимствована 1) круглая форма (вследствие чего базилики стали устраиваться не в виде продолговатого четырехугольника, а круга) и 2) купол; от базилики сохранились колонны, на которых и был утвержден купол. В начале купола в христианских баптистериях утверждались на всем ряде колонн, потом на восьми (получился вид восьмиугольных храмов) и, наконец, на четырех столбах (получился вид четырехугольных храмов). (Рис. л. 9). По другому мнению, круглые храмы произошли от греческих памятников или "ротонд", устраивавшихся на месте погребения умерших выдающихся деятелей. Христиане особенно пользовались круглою формою для своих храмов, вследствие благоговейного отношения к праху покойников. 12 Из византийских императоров, ознаменовавших свое царствование постройками храмов, были следующие: Константин Великий († 337 г.), Феодосий I († 395 г.), и особенно Юстиниан Великий (527 – 565 г.). В VIII в. строительная деятельность временно прекращается вследствие религиозных смут. В IX и X вв. при императорах Василии Македонянине и Константине Багрянородном, снова оживляется; но после взятия Константинополя Крестоносцами (XIII в.) и Турками (1453) византийское архитектурное искусство постепенно умирает и несколько оживляется на Афоне. Обращая в мечети христианские храмы, турецкие власти не позволяли грекам строить новых церквей или же ставили непременным условием, чтобы новые христианские храмы не были выше обыкновенных жилых домов и не имели внешних знаков, напр. куполов, крестов, колоколов. Естественно было христианам обратиться к базилике. Поэтому базиличную форму имеют ныне почти все храмы константинопольские и др. местностей бывшей Византии, с древними нефами и колоннами. Только на Афоне византийский стиль продолжал находить применение и после XV в. Поэтому почти все Афонские храмы имеют равноконечный византийский крест и закругленную апсиду (т.е. алтарь) на восточной стороне. 13 К другим особенностям некоторых романских храмов относятся: 1) удлинение боковых нефов за пределы трансепта и окружение ими главного алтаря; 2) устройство под алтарем и трансептом крипт или подземных церквей для погребения строителей церквей и знатных лиц; 3) горизонтальные пояса из колонн (на северной и южной сторонах). Последняя особенность встречается на русских храмах Владимиро-Суздальской архитектуры, которые иногда сближаются с романскими храмами (Ср. § 26 прим. 1-е отд. 5 и рис. 71 – 73 на л. 16). Вообще архитектура романского стиля отличается большим разнообразием и подвижностью. Она не имеет таких типических характерно выраженных признаков, как византийский, готический, русский (шатровый) стиль и даже стиль "возрождения". Храмы романского стиля удобнее узнавать по методу остатков; убедившись предварительно, что это не византийский, не готический стиль, не стиль возрождения.