28 Из древнейших изображений Богоматери в катакомбах являются: а) в кат. св. Прискиллы (рис. 152, л. 37) и б) св. Агнессы (рис. 175-а, л. 42).

29 Название диптихи происходит от греческого слова ??? = дис (дважды) и ?????? = птиссо (складываю), и обозначает предмет или таблицу, дважды сложенную. В древней Церкви было несколько видов диптихов для записи: 1) крещенных; 2) живых членов Церкви; 3) умерших, и 4) святых или мучеников. Диптихи служат историческим началом: 1) так называемых метрических книг; 2) помянников, и 3) книги с исчислением прихожан известной Церкви.

30 Афон, имеющий большое значение в истории ц. архитектуры, живописи, пения и вообще в истории церковной православной жизни, в территориально-географическом отношении представляет узкий гористый полуостров на юге Македонии (в пределах нынешней турецкой Империи), недалеко от г. Солуни или Фессалоник, где потрудился в деле проповеди Св. Апостол Павел. С цветущей растительностью, с прекрасным климатом и воздухом, Афонский полуостров имеет в длину около 80 верст, оканчиваясь исполинскою горою, называемою Св. Горою Афон. Полуостров этот сделался местом уединения христианских отшельников, начиная с IV – V в. В VII в. Афон был опустошен арабами; а с конца того же века монашество начинает приобретать на Афоне более прочную и широкую организацию. С этого века Афон и афонские монахи приобретают большое покровительство византийских императоров Константина Погоната и особенно императоров IX – X в. Василия Македонянина, Льва Мудрого, Романа Старшего, Никифора Фоки. Афонский полуостров постепенно заселяется монахами, покрывается кельями и скитами, которые разрастаются в цепь обширных монастырей. Душою, организатором и законодателем Афонской жизни был преподоб. Афанасий Афонский (920 – 1001 г.). Дополнение к уставу монастырей Св. Афанасия было дано в половине XI в. (1046). Со времени издания этого устава Афон еще больше привлекал к себе подвижников со всех православных стран (и даже Запада), разнося свет и религиозное воодушевление далеко по православным странам и привлекая покровителей как в лице последующих императоров византийских, так и русских благочестивых князей и царей. Завоевание Константинополя латинянами и турками сопровождалось тягостными последствиями на церковную жизнь Афона. Однако, при завоевании Константинополя турками, Св. Гора была пощажена и получила право свободно совершать богослужение и проводить монашескую жизнь под управлением своего главного игумена (или прота от слова ?????? – первый), внося лишь только в пользу турок известные налоги. Благодаря такой относительной свободе проявления религиозной жизни, Афон является средоточием церковно-религиозной и художественной жизни православного Греческого мира. Он является и духовною вершиною для Востока и России. В настоящее время на Афоне 20 больших монастырей и обителей (напр. Хиландар, Есфигмен, Ватопед, Пантократор, Ивер, Св. Афанасия, Св. Пантелеймона, Ксенос, Зограф, Карея, Дохиар), около которых сосредотачиваются меньшие скиты и обители, напр. русский Андреевский скит. Главным монастырем, где находится пребывание "Совета" Афонских монастырей, является Карея; здесь находится Собор Успения Б. М. с живописью Панселина.

31 Только в XIX в. мозаика находит большее применение в некоторых храмах России, напр. в Исаакиевским соборе (иконы иконостаса), в церкви графа Апраксина (в Спб.) и в храме Воскресения – единственном во всем мире храме по количеству мозаики.

32 Несовершенства древнерусской живописи зависели частью от недостатка образования вообще и художественного в особенности русских иконописцев, частью от особой манеры писания стенных росписей и особенно икон. Манера эта заключала в себе много оригинального и даже причудливого. За небольшими исключениями, подавляющая масса икон должна была побывать у 5 – 6 лиц прежде, чем поступить в общественное достояние. Отдельные части икон писались различными мастерами – специалистами. Одни приготовляли только доску для иконы; другие специалисты обводили только рисунок и назывались "знаменщиками"; третьи чертили только головы и назывались "лицевщиками"; четвертые дорисовывали остальные части фигур; пятые изображали одежды; иные искусны были только в изображении обстановки – деревьев, травы, нимба или сияния и т.д. Позолота делалась новыми специалистами – "златописцами". Несмотря на такое, лишенное творчества и продуманности, в изготовлении икон, между ними все-таки обнаружились оттенки исполнения или различные стили, по-русски называемые "пошибами". Таких пошибов различают четыре: 1) Новгородский и древне-московский, иконы которых отличаются укорочением фигур, но удлинением ликов со строгим и спокойным выражением. Одежды писаны в две краски; складки одежд обозначаются резкими линиями. Общий колорит – мрачный, оливковый (обилие вохры). 2) Ново-московский пошиб – отличается более мягким и светлым характером; выражение ликов "умиленное"; 3) Иконы Строгановского пошиба производят еще более живописное и светлое, даже яркое (нарядное) впечатление; они отличаются тщательностью отделки иногда очень мелких изображений; 4) Фряжский стиль не русский, а иноземный (происход. от слова "фрязь", "фряги" или "франки"), в общем отличающийся верностью природе и даже наклонностью к реализму. При ознакомлении с характером древнерусской живописи и приемов писания священных изображений, необходимо также запомнить, что для руководства неопытным иконописцам, как в греческой Церкви, так и в русской, существовали так называемые лицевые "иконописные подлинники". Они представляли из себя сборник готовых священных изображений (наиболее удачных), с которых иконописцы могли бы срисовывать или копировать необходимые священные изображения. Из таких "подлинников" известны – "Строгановский" (XVII в.) и Антониева Сийского монастыря (второй половины XVII в.) Сийский подлинник содержит в себе более 500 листов; хранится он в СПб. Императорском обществе древней письменности. Помимо таких подлинников со священными изображениями есть другие, в которых только на словах сделано описание того или другого святого (вид, возраст, выражение лица, цвет одежды и т. п.). Такие подлинники, мало пригодные для дела, называются теоретическими.

33 Как в византийских, так и в древних храмах, расположение священных изображений (в период VI – XVI в.) было таково. В алтарной апсиде – а) Богоматерь с Младенцем или без Него; б) Евхаристия в виде раздаяния Спасителем апостолам Св. Хлеба и Св. Чаши, в соприсутствии ангелов, святителей и диаконов (ср. рисунки 221 и 222, л. 55 и 56). На столбах, отделяющих алтарь от средней части, - Благовещение, на арках – Деисис. (Ср. рис. 121, 33 м 94, л. 22). В куполе – Господь Вседержитель, Ангелы, Апостолы, пророки и праотцы. На столбах храма – Св. мученики, преподобные. На западной стене – Страшный Суд. Такое расположение священных изображений обусловливалось символическими взглядами на храм и составные его части. Алтарь – обозначает небо и святилище с животворящею трапезою – почему в Алтаре и изображается Евхаристия с ангелами и апостолами. Средняя часть обозначает земную церковь – предвозвещенную пророками, проповеданную апостолами и освященную мучениками с главою Иисусом Христом. Посему в куполе изображается И. Хр. его апостолы, пророки, а в средине и прочие святые. На стенах – изображения Евангельских событий (и особенно праздников). Конец храма, западная сторона украшалась символом конца жизни и мира – изображением Страшного Суда. – В храмах с многоярусными иконостасами произошло сосредоточение большинства этих священных изображений на самих иконостасах, причем типичное изображение "Евхаристии" из алтаря было перенесено поближе к зрителям (над царскими вратами). – Преимущество нового вида иконостасов то, что вся главнейшая живопись находилась пред взором молящихся; недостаток тот, что изображения сделались мелкими и не вполне доступными для созерцания. (Ср. здесь § 29.; рис. № 123, л. 32).

34 Для приготовления образованных иконописцев в настоящее время существует несколько училищ и классов живописи, а именно: 1) в обозначенных селах Владим. губернии – Палехе, Мстере и Холуе; 2) в женском Дивеевском монастыре недалеко от Саровской пустыни; 3) в Москве, в Училище живописи и в мастерских г. Тюлина и Гурьянова; 4) в С.-Петерб. Императорском Обществе поощрения Художествам и др. м.

35 Архиепископ – происходит от слова ??????? = археос, древний, старый; значит – старый заслуженный епископ. Экзарх, происходит от предлога ?? = экс, из + ????, власть, начальство, значит епископ, выделенный из под начальства, а потому имеющий больше власти и самостоятельности, или от глагола ?????? (начальствую) и значит начальник. 36 Викарные епископы – (происх. от слова vice = вместо и episcopus) – в древности назывались Хорепископами (от слова ???? = страна или местность), т.е. наместниками епископа, доверенными его для наблюдения за отдельным городом или селением. 37 Название митрополитов в древности усвоялось епископом городов – митрополий, т.е. главных, центральных городов какой-нибудь области (происх. от слова ????? = митир, мать + ????? = полис, город). 38 Слово патриарх в древности усвоялось некоторым епископам городов, имевших самое важное священное или гражданское значение, напр. гор. Иерусалиму, Константинополю, Риму, Александрии и Антиохии. Власть Патриархов действительно простиралась на всю принадлежащую ему область. Название происходит от слова ????? = патир, отец + ???? = архо, управляю, начальствую и значит начальник над отцами или священнослужителями. 39 Происх. от слова ?????? = протос, первый пресвитер, т.е. первый, важнейший между пресвитерами. 40 Слово протоиерей происходит также от слова ?????? = протос, первый + ?????? = иеревс, священник. 41 Происх. от слова ????? = архон = начальник, правитель + ?????? = мандра, загород, хлев для скота, а в переносном смысле "духовная овчарня" или монастырь.