преподобный Максим Грек-ДВА СЛОВА ПРОТИВ МАГОМЕТА-Слово обличительное против агарянского заблуждения и-против

А что евангельский завет, который Он преподал священным ученикам Своим, а чрез них и всем верующим в Него, пребудет до конца непреложным, и не переменится, как ветхий, и что семя Его, то есть род христианский, пребудет во веки, – услышь, что далее говорит Бог Отец: «в век сохраню Ему милость Мою, и завет Мой верен Ему», то есть, непоколебим и непреложен, «и положу в век века семя Его», то есть, верующих в Него, «и престол Его», то есть, царство Его, «яко дние неба» (Пс.88:29–30), то есть, безконечно, как и несколько ниже говорит: «единою клялся о Святем Моем, аще Давиду солжу; семя Его во век пребудет и престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век». Затем приводит, говоря: «и свидетель на небеси верен» (Пс.88:36–38), то есть, сам Я, Создатель всего, свидетель Христу Моему, что все это так будет, как Я клялся о Святом Моем, что не солжу Давиду, то есть Христу, почитаемому по человечеству от семени Давида, сына Иессеева. Если же это так написано о Xpиcте самим блаженным пророком и царем Давидом, как бы от лица Самого Бога, и так исполнилось, то ты, нечестивейший извращающий все Xpиcтово Евангелие, отрицающийся Божества Его и силы господства, попирая все Его святые заповеди и не приемля догматов о Святой царствующей Троице, возставая на Xpиcтово Евангелие и христианский народ всяким способом гоня и преследуя и стараясь окончательно истребить его, – не предтеча ли ты явственно и лживый пророк самого антихриста, хотя в настоящее время и не дано тебе еще чудеса и знамения ложные творить, как написано о том, и не поставил еще ты образа первого зверя, разумею, антихриста, и не принуждаешь прельщенных поклоняться образу земному. Хотя ты и не делаешь еще начертаний на челах и на десной руке их так, чтобы не имеющие сего начертания не могли ни продать, ни купить, ибо не настало еще время этой прелести и явления сына погибели, но в свое время все это всячески будет исполнено, по неизглаголанным судьбам Божиим, преемником и исполнителем твоего богоборного нечестия. Если, как сказано выше, Создателем всех с клятвою, обещано, что семя Xpиcтa Его, то есть род христианский, пребудет во веки веков, и престол Его, яко солнце пред Богом – Отцем, то значит, что твое нечестивое семя, как противное Христу, истребится на веки, как говорит Священное Писание: «яко грешницы погибнут, врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша» (Пс.36:19–20). Услышь же и причину вечного пребывания благочестивых: «яко благословящие Его», то есть, Xpиcтa, «наследят землю», то есть горний Иерусалим, по которому ходят ноги кротких; «кленущие же Его», то есть, Xpиcтa, «потребятся» (Пс.36:22), как и несколько ниже говорит: «беззаконницы же изженутся и семя нечестивых потребится. Праведницы же – наследят землю, и вселятся в век века на ней» (Пс.36:28–29). И опять немного ниже говорит: «храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе, останцы же нечестивых потребятся; спасение же праведныя от Господа» (Пс.36:37–39).

Ты же, нечестивейший, который ни незлобия, ни правоты не хранишь и не видишь, а напротив – ввел в жизнь cию всякую злобу, всякое беззаконие, растление и извращение всякого благочестия и увеселяешься войнами против благочестивых, пленениями их и кровопролитиями, – нет тебе останков, то есть, нет для тебя по смерти никакого участия с праведными, как не благословляющему с ними Царя и Спасителя их Иисуса Xpиcтa. Твое общение с клянущими его, богоборными иудеями, и наследие твое с отцем твоим, диаволом в геенне неугасимого огня, как его ученика и споспешника в хулениях против Xpиcтa. Имея живущим в скверной душе и в сердце твоем самого диавола, и всеми способами отметаясь присносущного Божества Xpиcтовa и господства Его, ты не остановился взвести на Него и следующую клевету. Ты хульно говоришь, что когда Он взошел на небо, то Бог спросил Его: «Правда ли, что Ты на земле Сам Себя назвал Богом?», и что на это Он ответил: «Нет, Господи! Это люди ложно придумали против Меня такую неправду». О, какая безпримерная твоя злоба, какое коварство, сын диавола!

Дойдя до этого места, я был объят великим недоумением, как возмогу должным образом изобличить твое нечестие и безумие? Однако, призвав в помощь Xpиcтa Спасителя, ради Которого подъят мною весь этот труд, по мере моих сил не отступлю от обличений, но покажу, что и в этом ты лжешь и произносишь хулы на Божество Единородного, равно как и против всех святых Божиих пророков и апостолов, и против самого архангела Гавриила, посланного от Бога к Деве Марии, происходящей от семени Давидова. И что я говорю об архангеле и пророках, – ты и на Самого Вышнего, знающего все прежде бытия, изощрил богоборный язык свой. Если ты поистине, а не лицемерно и по бесовскому коварству восхваляешь божественное Евангелие, то Евангелие говорит явственно: «в месяц... шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давидова: и имя деве, Мариам. И вшед к ней ангел, рече: радуйся благодатная: Господь с тобою!» (Лк.1:26–28). Если же от Бога послан был Гавриил благовестить Святой той Деве пришествие Господне, или, что тоже, возвестить, что Бог благоизволил вселиться в Нее, ибо только один Бог есть Господь, как Создатель всего и по Божеству владеющий всем, то как же ты, сквернейший, говоришь, что Бог спросил Xpиcтa, когда Он взошел на небо, правда ли, что Он Сам Себя на земле назвал Богом? Разве человека или ангела послал Бог с неба в девическую утробу? Если бы архангел знал, что к Ней (для воплощения) послан от Бога человек или ангел, то не называл бы его Господь, и не сказал бы: «темже и раждаемое» от тебя «свято, наречется Сын Божий» (Лк.1:35); также не назвал бы Его Вечным Царем, говоря: и «воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лк.1:33). Итак, Господь послал к Деве Единородного Своего Сына и Слово, Который есть Господь всех и Владыка, как и Сам Единородный говорит о Себе чрез пророка Исаию: «Господь посла Мя и Дух Его» (Ис.48:16). Что Священное Писание не только Бога Отца называет Господом, но и Единородного Сына Божия, – услышь внимательно, что говорит о Обоих – блаженный пророк и царь Давид: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене», и прочее (Пс.109:1). Вот два Господа – Отец и Сын. И опять там же: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс.109:3). Господь Отец говорит это Единородному Сыну и Слову своему. Человека ли рождает Бог? Как Бог и Господь боголепно рождающий, Отец из чрева, то есть, от Божественного существа Своего, рождает Бога и Господа, по всему подобного Себе. Что же после этого? «Клятся, – говорит, – Господь и не раскается». О чем клялся? – «Ты иepeй во век по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4). И опять в другом месте тот же царь и пророк говорит: «Господь с небесе на землю призре», то есть, Сын Бога Отца. Для чего призрел? «услышати, – говорит, – воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвестити в Cиoне имя Господне, и хвалу его во Иерусалиме» (Пс.101:20–22). Вот, Господь призревший с небеси на землю, это – Сын; также Господь и Тот, чье имя Он пришел возвестить в Cиoне. Если Бог Отец, как Господь, именуемый так всеми божественными пророками, послал в мир Господа, то есть, Единородного Своего Сына, чтобы все почитали Сына, как почитают Отца, как Сам Единородный говорит это о Себе; и опять Он же говорит: «се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал ecи, Ииcyca Xpиcтa» (Ин.17:3): то как же ты представляешь Бога, с негодованием спрашивающим Xpиcтa, правда ли, что Он Сам Себя назвал пред людьми Богом, и Христа, как бы со страхом отвечающего: «Нет, Владыка, этого Я не смел сказать, но люди на Меня солгали?» Пусть будет и так, как ты хулишь, сквернейший, пусть ученики Его, написавшие святое Евангелие, солгали на Него. Неужели же и божественные пророки, посланные Самим Вышним за много лет до преестественного воплощения Его, которые по внушению Святого Духа называют Его Богом, – солгали на Него? О, какая богомерзкая хула, какое нечестие с твоей стороны, сквернейший! Если же и эти солгали, то значит по твоему безумию, что и Сам Вышний солгал, предпослав их и открыв им сокрытое от века у Бога таинство превосходящего всякий ум и всякое слово вочеловечения Единородного Сына и Слова Своего. Ибо откуда они, люди смертные, могли предузнать эту великую и страшную тайну, которая неизвестна была самим святым ангелам, если бы Сам Бог не открыл им? Если же Бог открыл ее, то как, по твоему, Он ее не знал? Ибо спрашивать с негодованием о том, о чем сам ранее свидетельствовал чрез своих пророков, свойственно незнающему. Но очевидно, что такой безумец есть тот, который вразумил тебя произносить такие хулы на Бога Вышнего и на святых его пророков и апостолов, – отец твой, диавол. Ни одно благое дело Божие, ни одну тайну он никогда правильно и благочестиво не разумел и разуметь не может, ибо обезумило неразумное его сердце с тех пор, как он возстал против своего Владыки и Создателя. Поэтому, увидев Его уже в человеческом образе, пребывшим 40 дней и 40 ночей в посте, и не постигая таинства чрезъестественного Его воплощения, в недоумении приступил к Нему с лукавством, говоря: «аще Сын ecи Божий, рцы, да камение сии хлебы будут» (Мф.4:3). Пойми же, неразумный и самых камней безчувственнейший, скверный Магомет: отец и учитель твой, диавол, и против своей воли исповедует Его Сыном Божиим, вочеловечившимся Богом-Словом; ибо он, без сомнения, слышал, как на Иордане Отец свыше свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф.17:5). Ты же, нечестивейший, отметаешься Его Божества и обвиняешь всех, вообще, бывших от века Божиих пророков и святых Его учеников и апостолов, и самого Вышнего, и Единородного Его Сына. И если допустить, по твоему безбожному и хульному уверению, что все они лгут, то каким образом Евангелие будет божественным, правильным и справедливым, и сшедшим с неба, как ты многократно свидетельствуешь, и как мы веруем? Если не веришь пророкам и евангелистам, исповедающим Его Сыном Божиим и Богом, ради Которого с усердием подклонили под меч свои выи безчисленное множество мучеников, – то хотя отцу твоему диаволу поверь, который называет Его Сыном Божиим и Богом. Ибо он знал, что один Бог силен сотворить такое великое чудо, то есть, претворить жесточайшее естество камня в приятный хлеб. Если же и самому отцу твоему, диаволу, не повинуешься, то что другое о тебе сказать и думать, как только, что ты – нечестивее и самых бесов, безумнее и хуже самых неразумных скотов?

Показав тебя таковым, каков ты и на самом деле, пора уже нам сказать о тебе известное божественное изречение блаженного пророка и царя Давида: «рече безумен в сердцы своем: несть Бог» (Пс.13:1). Поэтому, ты достоин называться безбожником, согласно евангельского божественного изречения, которое говорит: «иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его» (Ин.5:23). Хотя и кажешься исповедующим Единого Бога, но не так, как открыл Он о Себе чрез Самого Единородного и Святого Духа, – сначала – древним пророкам, затем-святым ученикам Христовым и апостолам; но противное им проповедуешь и узаконяешь, нечестивейший, стараясь всеми средствами извратить пророческую и евангельскую тайну о Святой Троице, отвергая все догматы, всю проповедь и все евангельское и апостольское законоположение Нового Завета. Но никак не победишь его оконча­тельно. Хотя в настоящее время, за грехи наши, попущением Божиим, по Его непости­жимым судьбам, ты, по-видимому, и превозмог, и нападаешь на благочестивых, – ты, нечестивый и безбожный; но всячески некогда будешь сокрушен и ты, и имя твое погибнет с шумом, как погибли бывшие прежде тебя суровейшие гонители: иудеи, римляне и греки. Сказали неложные уста Вседержителя Бога, Иисуса Христа, верховному ученику Своему Петру: ты «ecи Петр, (то есть камень) и на семь камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей» (Мф.16:18). Вратами адовыми назвал Он возстающих по временам против благочестивой христианской веры по всей вселенной богоборных царей и суровых зверских мучителей и гонителей, одним из которых явился ты, сквернейший, который сильнейшим образом и коварно преследуешь и прельщаешь верных, как никто из бывших прежде тебя гонителей: – одних, посредством насилия и мучительства, других – обещаниями многих даров и великих санов, а некоторых – лицемерием, под предлогом, будто бы, благоверия и правды; больше же всего – тем, что дозволяешь повинующимся тебе ходить широким и пространным путем, вводящим в вечную погибель, по божественному изречению страшного и неподкупного Судии, который есть надо всеми Бог, Спаситель Христос. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Слово 2-е, о том же к благочестивым против богоборца Магомета; здесь же отчасти и сказание о кончине века сего Сколько благодать Божия, вразумляющая свыше, помогла говорить против безбожного сего христоборца и видимого беса, разумею скверного Магомета, – мною высказано. Теперь же обращаюсь с словом к благочестивым, – не как превосходящий их какой-нибудь учитель, или поставленный над ними свыше, но как наименьший и немощнейший брат их, и сопоследователь благочестивых догматов непорочной и Богом преданной веры христианской, воспоминая им, а отчасти и самому себе, то, что может утвердить нас и сохранить в вере во Xpиста, истинного Бога и Спасителя нашего, в надежде и любви, и соблюсти невредимыми от постигших нас в нынешнее время нестроений и, так сказать, от темного и безпросветного мрака. Ныне более, чем когда-либо, прилично нам говорить с блаженным пророком и царем Давидом: «Ты, Господи», да «соблюдеши ны от рода сего и во век» (Пс.11:8). Почему? Потому, говорит, что «окрест нечестивии ходят» (Пс.11:9). Куда не устремишь по вселенной мысленный взор, всюду видишь, что тьма нечестия измаильтян – противников христианства умножается и омрачает всех. Начавшись от времен Ираклия, царя греческого, оно продолжается и до сего времени, и достоверно, что и в последующее время, как я узнаю из Божественного Писания, пребудет, до самого явления богоборца-антихриста, которое уже не очень далеко, но находится как бы у дверей, как учит нас Божественное Писание, которое ясно говорит, что в восьмом веке будет устроение всех, то есть, греческая власть прекратится, начнется мучительство богоборца-антиxpиста, и настанет второе страшное пришествие на землю Xpиста Спасителя. А что это ожидаемое устроение всех верных близко, явствует как из других многих яснейших указаний и свидетельств Писания, так наиболее из того, что пишет блаженный апостол Павел во втором послании к Солунянам, указывая, какие признаки имеют быть пред вторым пришествием Господним. «Да никтоже вас прельстит, – говорит, – ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, яко же ему сести в Церкви Божией аки богу», и прочее (2 Сол.2:3–4). Отступление же, то есть, отпадение народов от непорочной и правой христианской веры в различные богомерзкие ереси и к враждебному Xpистy агарянскому неверию, больше нынешнего можно ли ожидать когда-либо видеть или слышать? Где ныне просиявшие в благоверии и боголепной честности, красота и слава верных – в Иерусалиме, в Александрии, в Египте, в Ливии и Антиохии? Где та теплота и ревность божественная просиявших в посте в Ските, в Вышней Фиваиде и в различных странах и горах богоносных и равноангельных Отцев наших? Где возросшая в благоверии высота недосягаемая и похвала всех западных народов, святая, говорю, и апостольская Церковь древнего Рима? – Не все ли это ныне, как мы видим, или находится во власти безбожных агарян, или опустошено ими, иное же стало негодным и вполне непотребным по причине разных богомерзких ересей, начальником которых есть тот самый древний Рим, который прежде был светлейшим и знаменитейшим в благоверии и во всяком досточтимом знании и премудрости, а за ним и вся Италия? Пойди мысленным взором, душа, в Индию, в Ефиопию, во все концы вселенной, везде найдешь всякое безобразие и скверну всяких ересей. В иных местах увидишь и агарянское нечестие, прельщающим тамошние народы и привлекающим их к себе, различные восточные верные народы, в которых изначала засветился при божественных апостолах свет благоверия, который достиг и до нас, европейцев. Не все ли это, без малого, агарянская тьма, то уже привлекла к себе, то соделала негодным, стеснила и растлила душевно и постоянно растлевает различным способом? Но сказать ли большее всех бывших прежде на земли значительнейших перемен и происшествий? Где высота и безпримерная слава бывших во власти, славных премудростию, всякою добродетелию, благими узаконениями и православною верою христианских царей, царствовавших в славном и благочестивом граде Великого Константина? Где тот всемирный свет благоверия, который подобно солнцу просвещал всю вселенную чрез архиерействовавших в нем равноангельных святителей? Не все ли это уже много лет порабощено и подчинено измаильтянам? И нет нам ниоткуда никакого избавления, а напротив, касательно нас все приходит к худшему, а их положение делается все славнее. Поймем же, в какое злосчастное положение пришли дела у нас, бедных греков: как лишились мы всех вообще благ тех, «и умалихомся паче всех язык» (Дан.3:37) и «быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас» (Пс.78:4), говоря словами Божественного Писания. Где ныне те превышающие ум и слово чудеса Пречистой Божией Матери, которые совершались в этом граде, избавляя его, сверх всякой надежды, от частых нападений варварских? Почему все это ныне погасло? Почему ныне не возстает Градохранительница и Владычица его на заступление и избавление? Очевидно, что по причине неисцельных беззаконий, на которые прежде дерзнули в сем граде праотцы наши. Не так ли божественное песнопение говорит о нечествовавших в подобие нам иудеях: «обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко сoние востающего» (Пс.72:18–20)? Но, оставив подробно оплакивать наши злоключения, возвратимся к предлежащему и поймем из других божественных неложных изречений, что устроение всех, то есть, ожидаемая кончина века сего, не далеко отстоит, но находится близко, и что скверный Магомет есть самый упоминаемый в божественном Апокалипсисе лживый пророк и предтеча богоборного антихриста. Обратим внимание на следующее.