Kniga Nr1055

Область нашего изучения

Предполагается, что эта книга станет книгой-справочником очень общего характера для тех, кто хочет узнать об убеждениях различных групп и почему они несовместимы с христианством. Эта книга не была задумана как исчерпывающий трактат о какой-либо их этих групп или как всеобъемлющий путеводитель по всем альтернативам христианству. Мы ограничили себя, скорее, описанием тех групп, с которыми нам пришлось больше всего сталкиваться. Однако, если мы не имели дела с какой-то группой и анализ ее не попал в эту книгу, это совсем не означает, что мы защищаем ее убеждения.

Добавим, что нам было необходимо ограничиться оценкой лишь главных позиций в каждой выбранной нами группе, мы только вскользь касаемся их истории, организации, методов, второстепенных положений в их учениях, если только они не связаны неразрывно с их главной доктриной и не достойны особого рассмотрения. Не все главы одинаково подробны. Мы изучали методы, которыми различные культы притягивают к себе людей, и посвятили больше всего места самым большим и агрессивным. Умеренно агрессивные культы описываются у нас менее подробно, эти главы содержат лишь основную информацию о том, что отделяет группу от христианского единства. Нам бы хотелось, чтобы эта работа послужила хорошим справочником и стартовой площадкой для дальнейшего изучения.

Мы подготовили также обширную библиографию, чтобы помочь читателю в дальнейшем, если он пожелает узнать больше о любой из этих групп.

Правильный подход

Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору. Мы с этим не спорим. Однако, когда человек или группа людей публично объявляют, что именно они делают истинное Божье дело на земле, а ортодоксальное христианство, которое существовало на протяжении веков, неверно, мы чувствуем, что должны ответить на подобный вызов. У них есть свобода сказать это, но у нас, как у христиан, есть ответственность ответить им. Библия требует от нас: "...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15). Это значит, ответьте всякому, кто подвергает нападкам историческое христианство и полагает свое верование выше христианства. Мы не нападаем на эти группы, мы просто отвечаем на их обвинения. Один из примеров подобных обвинений, на которые мы отвечаем, может быть найден в писаниях Церкви Иисуса Христа святых последних дней, более известных под именем "мормоны":

"Каждый разумный человек под небесами, который, будучи осведомлен об этом, не признает, что Джозеф Смит - это пророк Бога, такой человек - во тьме и выступает против нас и Иисуса и Его царства на земле" (Бригэм Младший, "Журнал рассуждений" 8:223). "Что христианский мир знает о Боге? Ничего... Почему, как только вопрос касается Бога, они в нем отъявленные глупцы; они не знают ни Бога, ни того, что идет от Бога" (Джон Тэйлор, третий Президент Церкви мормонов, "Журнал рассуждений", 13:225). Мы не можем оставить без внимания обвинения такого типа. На них необходимо дать ответ. При этом, отвечая на обвинения, выдвинутые культовыми и нехристианскими группами, мы хотим избежать обращения к конкретным именам и сарказма. Это вполне возможно - не соглашаться с убеждениями человека и любить человека, исповедующего эти убеждения. То, с чем мы спорим, - это учения групп, но не члены этих групп и не их право верить в то, во что они верят. Мы говорим так, потому что Библия призывает нас "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуда 3). И, наконец, апостол Павел убеждал нас: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фес. 5:21). 1. Что такое культ? В течение последнего века термин "культ" приобрел различные толкования. Это стало особенно очевидно, когда, начиная с 1950 года, светские средства массовой информации стали изучать различные группы и именовать их культами из-за их враждебного поведения. Журнал "Тайм" (3 сентября 1951,r., с. 51) назвал чудаковатое следование книге Рона Хаббарда "Дианетика" культом еще за 2 года до того, как он зарегистрировал это учение как Церковь Саентологии. Основанием, чтобы назвать это культом, журналу "Тайм" послужил, по-видимому, хороший спрос на эту книгу на книжном рынке. Мы никогда не должны отказываться от правильного использования термина только из-за того, что кто-то употребил его неверно. Психологи пытались определить культ как группу людей, которая способна изменить чье-либо поведение и психологическую точку зрения на жизнь. Социологи определили культ как группу, которая не соответствует нормам данного общества. Обе эти попытки несостоятельны в определении самого существенного для всех культов - теологии. Итак, мы будем использовать теологическое определение как единственное, которое охватывает все аспекты жизни, мыслей и поведения.