Kniga Nr1055

Святой Дух в понимании мормонов

Доктрина Святого Духа также была изменена мормонами. Джозеф Смит говорил, что существует разница между выражениями "Holy Ghost" и "Holy Spirit". [На русский язык оба выражения переводятся как "Святой Дух" (прим. ред.).] Он не умел того, что выражение "Holy Ghost" - это выражение, применявшееся в английской фразеологии времен королевы Елизаветы для обозначения "Holy Spirit". Кроме того, в "Лекциях о вере" ("Lectures on Faith"), впервые опубликованных в 1835 году в сборнике "Книга Заповедей" ("Book of Commandments"), Смит задает серию вопросов (стр. 55:58): В: Обладают ли Отец и Сын одним и тем же разумом? О: Да... В: Что это за разум? 0: Святой Дух. Бригам Юнг также проповедовал ложную доктрину о Святом Духе, говоря: "Иисус Христос не был порожден Святым Духом" ("Journal of Discourses", 1:51). Кроме того, Хебер С. Кимбалл, член высшего президентства Юнга, сказал, что Святой Дух был рожден на небесах как человек: "Святой Дух - это человек, Он один из сыновей нашего Отца и нашего Бога" (там же, 5:179).

В понимании мормонов человек может стать Богом

Человек в понимании мормонов - это развивающееся существо. Он начался, как вечный разум, затем был рожден, как духовный ребенок: "Человек - это дух, заключенный в сосуд. Разумная часть его никогда не была сотворена, но существовала вечно. Человек сначала был с Богом" (Joseph Fielding Smith, "Progress of Маn"). Начиная с Джозефа Смита, Святые последнего дня в течение многих лет творят, что человек может стать Богом. Смит объяснял это так: "Вы должны научиться, как самим стать Богами, ... подобно тому, как все Боги сделали это до вас" ("History of Church", 6:306). В "Учении и Заветах" он записал откровение, которое обещало верным мормонам божественность при воскресении: "Тогда они будут богами, потому что не будут иметь конца, а будут существовать вовеки... Тогда они будут богами, потому что будут обладать всем могуществом" (132:19,20) .

Искупление и спасение

Мормоны считают, что искупление Христа может покрыть лишь некоторые грехи. Бригам Юнг сказал: "Существуют грехи, которые не могут быть прощены людям в этом мире... они бы с огромным желанием пролили свою кровь за это" ("Journal of Discourses", 4:53). Искупление Христа, по убеждению мормонов, приносит общее спасение всем, это воскресение праведных и неправедных. Третий "Символ веры" мормонов гласит: "Мы верим,что искуплением Иисуса Христа может быть спасено все человечество, если оно будет послушно законам и Евангельским обрядам". Итак, все люди, не совершившие непростительных грехов, отправятся на небеса - на их первый уровень, именуемый в теологии мормонов "небоземная сфера". Люди, которые в общем старались процветать и не подчинялись указаниям мормонов, отправятся на второй уровень - "земную сферу". Верные Святые последнего дня, которые подчинялись всем законам и обрядам Евангелия, отправятся в "небесную сферу" - третий, высший уровень. У мормонов существует практика крещения живых от имени мертвых (по доверенности), что позволяет мертвых считать мормонами. Крещение во имя мертвых - это одна из функций храмов мормонов. Она основывается на неверном прочтении 1-гo послания к Коринфянам 15:29, где Павел говорит о ком-то вне его и церкви: "Иначе, что делают крестящиеся для мертвых?" На самом деле это не христианский обычай, потому что Павел говорит об этом в третьем лице, а не в первом, используя местоимения "мы" или "я". Дела мормонов определяют, кто на какой уровень попадет. Даже такое земное дело, как крещение для мертвых, способно определить судьбу мормонов. Это заставляет нас вспомнить слова Павла о спасении и делах в послании к Титу 3:5: "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости". Библейский анализ учения Святых последнего дня Существует две области в теологии мормонов, которые при детальном рассмотрении ведут к развалу всей системы их теологии. Взгляд мормонов на богов вращается вокруг двух вешей: во-первых, политеистичность, которая, во-вторых, требует обязательной ранней стадии существования душ. Опровержением этого является то, что если Библия отрицает одну или обе из этих опорных точек, то все остальные вещи становятся второстепенными. Например, если мы покажем, что монотеизм основан на Библии, тогда это разрушит все концепции существования богов и богинь. Доказать же это не сложно, потому что Библия опирается на существование одного Бога, тогда как все остальные, провозглашающие себя богами, на самом деле ими не являются (Гал. 4,-8). Мы приводим лишь несколько стихов, показывающих, что существует лишь один Бог. "Только Господь есть Бoг, и нет еще кроме Его" (Втор. 4:35), "Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор. 6:4), "Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет" (Ис. 43:10), "И нет иного Бога кроме Меня" (Ис. 45:21), "Нет иного Бога, кроме Единого" (1 Кор. 8:4), "Ты веруешь, что Бог един" (Иак.. 2.:19) Мормоны обязательно скажут, что верят в одного Бога. Но здесь есть неувязка. Их "Троица" - это три бога, которые являются тремя личностями, родившимися в разнос время, в разных местах. Библейская Троица - это один Бог, вечно сушествовавший как три Личности. Единство Личностей и уникальность Бога видны в Его чертах. Пример: не существует "трех вечностей", а есть один Бог, который вечен, и все три Личности разделяют Его вечную природу. Нет "трех всемогущих", а есть Всемогуший Бог, и все три Личности разделяют Его Всемогущую природу. То же самое можно сказать о всех чертах Бога. Нет "трех Господ", а есть один Бог, являющийся Господом, и все три Личности разделяют Его природу, по которой "Он является Господом. (Один Господь - Еф. 4:5, Отче Господи - Мтф. 11,.25, Бoг coделал Господом и Христом Сего Иисуса - Деян. 2:36; Господь есть Дух - 2 Кор. 3:17). Монотеизм провозглашается даже в доктрине Троицы - Бог един в трех Лицах. Утверждение о предсуществовании душ мало кем используется помимо мормонов. Причина в том, что в Библии ни о чем подобном не говорится. И хотя Библия рассказывает нам о душе не все, но она отрицает предсуществование: Псалом 101:19 показывает нам, что каждое поколение вновь сотворяется, а не предшествует. Захария 12:1 говорит, что дух не сотворяется до помещения ero в человека, что также опровергает предсуществование. В Иоанна 3:13 Иисус сказал, что только Он сошел с небес, а не миллионы душ. Также в Иоанна 8:23 Он сказал, что лишь Он от вышних, все же остальные от мира сего. Это показывает ложность доктрины предсуществования. По Библии, Спасение - это бесплатный дар нашего Господа Иисуса Христа. Ефесянам 2:8-10 утверждает: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение; созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять".