Kniga Nr1068

Они оставили Господа, оскорбили Святого Израилева, отвернулись от Него.

Как вас бить еще,

упорных в своем исступлении?

Вся голова ваша в язвах,

сердце ваше лишилось силы!

От ног до головы

нет на вас здорового места: язвы, рубцы, воспаленные раны, не смягченные елеем!

Земля ваша опустошена, города сожжены, поля ваши на глазах ваших поедают чужие! Запустело все, как после разорения чужими. (1,2–7) А люди говорили ему: «А разве мы не были благочестивыми? Разве мы не приносили Богу жертвы, обеты? Разве мы не посещали храмы и не возносили молитвы?» На это Исайя отвечает: Слушайте слово Господне, князья Содомские! («Содом» – символ падения) Внемлите учению Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Г осподь. Я пресыщен сожженными баранами и туком откормленных тельцов. И крови быков и ягнят, и козлов Я не хочу. Когда вы приходите пред лицо Мое, кто требует от вас этого? Довольно топтать дворы Мои! И не приносите больше ненужных даров! – они для Меня отвратительное каждение! Новомесячий, суббот и торжеств, постов и праздников не выношу Я – они Мне в тягость, Мне тяжко терпеть их. Когда вы простираете руки ваши, Я отвращаю от вас Свой взор. Сколько бы вы ни молились, Я не слышу. Ваши руки полны крови! Омойте, очистите себя. Удалите от глаз Моих ваши злодеяния, перестаньте делать зло, научитесь творить добро; ищите правды, удерживайте насильников, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (1. 10–17) Конечно, часто повторяемые, эти слова действовали на сознание народа. И Исайя выдвинул учение о бичах Божиих: ассирийский тиран – это только бич Божий (как потом называли Аттилу), потому что он вразумляет, действуя в истории, вразумляет отступивших. И если народ покается, то он будет спасен. И это произошло. Если вы помните, у Байрона есть знаменитые стихи, которые начинаются словами: «Ассирийцы пришли, как на стадо волки». Это как раз касается истории осады Иерусалима. Внезапно Сеннахирим (или Синахириб) снимает осаду, кончается блокада, он стремительно возвращается к себе в Ниневию, и там вскоре погибает от руки заговорщиков. Что случилось? В Библии говорится: посланник Божий прошел по рядам войска Сеннахиримова и погубил его. Геродот пишет: на ассирийцев напали мыши и перегрызли все их колчаны, все, что у них было. Согласно Иосифу Флавию, на ассирийцев напала смертельная язва. Существует гипотеза, что от скученности солдат вспыхнула эпидемия: мыши в древности были знаком эпидемии, потому что именно тогда начали догадываться, что они являются разносчиками заразы. И раскопки показали, что под стенами Иерусалима и других мест, особенно под стенами Лахиша, где была особенная осада (это город в Иудее), находится огромное братское кладбище, где похоронены ассирийские солдаты, причем похоронены поспешно. Очевидно, это люди, погибшие во время эпидемии. Так или иначе, город на какойто период был спасен. Но Исайя к этому времени понял, на основании своего жизненного опыта, что великим царем духа, великим царем Божьей правды не будет ни один из реальных монархов. Он ведь жил при дворе, знал и понимал – каковы люди. Когда Он разочаровался и в своем воспитаннике Езекии, Он не оставил открывавшуюся ему истину о великом бессмертном Небесном Царе грядущем. Тогда (уже в начале VII века) он написал свое последнее, третье мессианское пророчество. Оно начинается метафорой: древо дома Давидова, то есть царского рода Давидова, через которое должен был прийти Мессия, срублено – срублено, потому что осталось крошечное государство вокруг Иерусалима, подчиненное власти ассирийцев. И он изображает его так: вот срубленное дерево, и вдруг из него появляется молодой росток; так явится этот Царь. И вырастет ветвь из срубленного древа Иессеева, и Побег – из корня его; и Дух Господень почиет на Нем: дух премудрости и разума, дух разумения и силы, дух познания и благочестия.