Kniga Nr1070

Почтеннейшая о Господе Т.У.!

Вопрошаешь меня: приступить ли тебе к лекарству по рецепту матери Т.? – Сама собою боишься, как бы больше не расслабить себя. И я не могу взять на себя предведения, – будет ли польза, или нет? А думаю не мешает испытать, с надеждою на помощь Божию, и когда будет воля Божия, то получишь облегчение; впрочем для нас не проницаема тайна судеб Божиих: каким путем угодно Ему устроить твое спасение; может быть и болезненным, яко удобнейшим. Теперь твоя забота – болезнь; а тогда многоразличные страсти душевные и телесные сменялись бы одна другой. 5 апреля 1847 г.

Письмо 154

Вы все возлагаете на меня решение таких вещей, в коих я и сам недоумеваю; не хотя же вас оставить так, и уповая на вразумление Божие по вере вашей, дерзаю писать. О матери Ч. скажу: хотя и неправильно возбраняет ей исполнять правило мать Л., но не ее воля, и пусть она исполняет правило тогда только, когда время подает ей руку, а в неисправлении чтобы старалась смиряться и себя укорять, и полагать надобно, что возбранение сие не без вины ее есть: видно, она увлекалась мнением о себе сильнее. Составление своего разума и воли происходит от гордости и не может принести плодов смирения, без которых все дела наши ничтожны и пользы нам не приносят. Сие представь ей, и ежели не послушает, то буди на ее воле.

М.В. убоялась страха, в чем есть кознь вражья, хотящая удержать ее в своем мудровании: лично открыть невозможно, а на письме тяжело; я не нудил ее к откровению; а когда написала, то оное останется между нами только известным, сохраняющу Господу тайны сердец человеческих, а ежели угодно Ему попустить быть открыту чему, то аще и во тьме ресте, во свете услышатся (Лк.12:3). Я написал ей, сколько мог, но не знаю, будет ли для ней удовлетворителен ответ. 13 мая 1847 г. Письмо 155 От 26 мая и от 2го июня писаниями твоими извещаешь меня о своих происшествиях, о неприятностях матери Л. через N.N. Конечно, когда дело сие возъимеет ход, то и всем вам будут большие хлопоты и неприятности; впрочем Господь не попустит выше меры искушения, и посетив скорбью, дарует от оной освобождение; а что находят скорби, этому нечего удивляться: недостаток дел наших восполняют скорби, промыслом Божиим посылаемые. Об отношении к тебе М.В. не знаю, как это устроить; так как сама к ней относишься, то каким же образом ей подчинить тебе свою волю? Да и тебе, в случае нужды, надобно же иметь с кемнибудь совет, то не сделать ли вам так, как написано в книге старца Паисия, на 172 стр.: "Егда бо два снидутся" и проч., т. е. иметь совет между собою о чем нужно с извещением и верою; а ежели она извещается совершенно не следовать своей воле и разуму, то это еще лучше. Я вам изложил свое мнение, а там опыт покажет, как лучше дело сие устроить. Страсть к табаку не похвальна, а паче для нашего звания, потому что, если есть страсть, то лучше господствовать над страстью, нежели быть рабами оной. Наш подвиг, время и помощь Божия свобождают нас от страстей. Испрашивая на тебя и на сестер твоих мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего спасения, многогрешный И. М. 10 июня 1847 г.