Kniga Nr1070

В первом письме описываешь свое нетерпение против оскорбляющих и малодушествующих о том, что не любишь их как друзей. Спрашиваешь, не продается ли терпение у нас? Ты купила бы оное дорогою ценою и ищешь от меня научиться, как любить врагов и как друзей? За покупкою терпения нет нужды далеко ходить: оно везде предлагается хотящему стяжать его, – и весьма не за дорогую цену: везде найдешь оное, – и в келлии, и в церкви, и в монастыре, только не ленись приобретать! Скорбь терпение соделывает (Рим.5:3), учит св. Апостол; видишь, от чего приобретение терпения, – от скорби. Не будет скорби, – как ты стяжешь терпение? Не тот виновен, кто наносит тебе скорби, а ты, что не приемлешь врачевства, посланного тебе от Бога для исцеления твоего душевного недуга.

Господь повелел любить врагов, а заповедь Божия не невозможна. Когда же не любим врагов, то, видно, больны душою; ко исцелению еето и посылаются от Бога случаи, кои нам показуют болезнь; исцеление же ее состоит в любви и смирении; не имея сих, должны паче смиряться и себя укорять, а не оскорбляющих нас, – за то, что мы не исполнили заповеди Божией.

Тако проходящим нам путь, по времени, истребится злоба, а водрузится любовь; но ведь это не одного раза и дня или лета дело, но многим временем и деланием стяжавается, при помощи Божией; а помощь Божия дается смиренным.

Смущение же твое за то, что не так поняла, нисколько не приносит пользы, но и много вредит: оно показывает гордость, а не хотение иметь подвиг – труд и самоукорение, но желание сейчас достигнуть бесстрастия, без труда и подвига, и смирения, и точно так, как бы кто хотел взойти на высоту всей лестницы – одним шагом и величаться на верху оной. Лучше иди с познанием своей немощи и с самоукорением, то и достигнешь желаемого. Поучайся же в отеческих книгах, как проходить делание сие, искать исцеление не отвне, но отвнутрь нас. Я на некоторые покажу тебе: читай Марка Подвижника главы, а особо заметь 209, св. Симеона Нового Богослова 31 главу; св. Иоанн Лествичник во многих степенях учит сему; св. аввы Дорофея "О еже укоряти себя, а не ближняго", "О злопомнении", "О еже како ходити в путь Божий"; Илии Экдика главы 29 и проч., св. Кассиана "О гневе" и проч. Они могут вразумить и возбудить к деланию, а не к смущению, но к смирению.

И так о сем довольно: полна лавка товара, только покупай, не ленись, а товар добрый и не дорог.

В другом письме твоем ты пишешь, что имеешь уже отдых от скорбей; – за все это приноси благодарение Господу, премудро все устрояющему. Вечере водворится плач, и заутра радость (Пс.29:6), "рать и заступление, страх и надежда, подвиги и воздаяние, мрак и свет, скорбь и утешение, вся сугуба к нашему обучению"; так шли отцы наши и нас научают. 29 мая 1848 г.

X. когда не может учиться грамоте, то пусть внимает чтению других и послушанию; не одни грамотные спасаются.

Письмо 162 Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22); а ты пишешь, что находишься в скорбях; поэтому и должно полагать, что ты стоишь на пути к Царствию Божию; и паки св. Апостол увещевает: "Во всем скорбяще, но не стужающе си" (2Кор.4:8); не воспрещает скорбеть, но не велит малодушествовать. В терпении же нашем и Господь повелевает нам стяжавать души наша (Лк.21:19). Хе попускать одеваться, по примеру ваших послушниц, в цветные платки не советую; а когда можно, и тех усовещавать к оставлению неприличных нашему званию одежд: и добрый и худой пример принимается друг от друга; она не будет носить такого одеяния, другая, третья, а на них глядя, и прочие оставят эту глупость; а когда ей попустить, то скажут: Кя келлейная носит, почему же и нам так не носить?22 июня 1848 г. О скорбящих на тебя сестрах и не ходящих к тебе, не нужно их заискивать, а можно их сим избаловать. Но смотря по вине и устроению каждой поступать, где понежней, а где построже, как Бог тебя наставит для их же пользы, только ты имей правое намерение.