Епископ Александр Милеант - -У ПОРОГА ГЕЕННЫ ОГНЕННОЙ- -Православное учение о злых духах -и о Божием суде над ними-Содержание:-Введение-Учение

В некоторых случаях бесноватые проявляют способность ясновидения и прорицания. Так, например, из книги Деяний святых апостолов известен случай о девушке-прорицательнице, которая приносила немалый доход своим хозяевам тем, что предсказывала людям будущее. Когда апостол Павел изгнал из нее беса, она потеряла эту способность (Деян. 16:16-19). Хотя с распространением христианской веры беснование начало было исчезать, тем не менее оно существует и сейчас.

Что приводит к беснованию и кто дает право злому духу овладевать человеком и мучить его? По мнению профессора Курта Коха, немецкого пастора, который более 40-ка лет своей жизни посвятил проблеме беснования и написал на эту тему ряд крупных исследований, во всех известных ему случаях причиной беснования было увлечение оккультизмом: или сам человек в какой-то период своей жизни занимался оккультизмом, или он обращался за услугами к оккультистам, или прежде в его семье кто-то занимался этим. Под оккультизмом мы имеем в виду такие занятия, как вызывание духов, спиритизм, гадание и обращение к гадалкам, йога, экстрасенское лечение, белая и черная магия, и вообще занятия, в которых человек обращается к услугам падших духов (хотя и не сознательно). Таким образом, люди, занимающиеся оккультизмом, ставят в опасность не только себя, но и своих детей и внуков.

В наше время, время отступления от христианства и все усиливающегося увлечения оккультизмом, все большее и большее количество людей начинает подпадать под насилие злых духов. Правда, психиатры стесняются признавать существование бесов и, как правило, беснование относят к категории естественных психических заболеваний. Но верующему человеку надо понимать, что никакие лекарства и психотерапевтические средства не могут прогнать злых духов. Здесь необходима сила Божия.

Вот отличительные признаки беснования, которые отличают его от естественных психических заболеваний [Kurt E. Koch, "Demonology Past and Present," Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, 1973, стр. 31-52].

Отвращение ко всему священному и имеющему отношение к Богу: Святому Причастию, кресту, Библии, святой воде, иконе, просфоре, ладану, молитве и т.д. Причем бесноватые чувствуют присутствие священного предмета даже тогда, когда оно скрыто от их взора: оно раздражает их, делает больными и даже приводит в состояние буйства.

Изменение голоса. Этот симптом не наблюдается при обычных нервных заболеваниях. Так как речь контролируется мозгом, над которым демоны не имеют полного контроля, а лишь над голосовыми связками, то и слова, которые исходят из уст бесноватого, звучат неестественно.

Ясновидение. Демоны не знают будущего, как и ангелы не знают его: оно известно лишь Господу Богу. Однако демоны знают прошлое и видят настоящее в большой мере, чем обычные люди. Будучи духами, они могут почти мгновенно сообщить ясновидящему то, что происходит где-то далеко, даже в другой части света, так что слушателям может показаться, будто ясновидящий знает будущее. Когда ясновидящий предсказывает будущее, это всегда лишь догадки. Демоны, имея большой житейский опыт и зная гораздо больше людей, иногда способны довольно удачно предвидеть, что случится. Конечно, часто они ошибаются. Кроме того, иногда их предсказания исполняются не потому, что именно так суждено было случиться, а потому, что сам человек, внушив себе что-то, относящееся к его будущему, начинает сам подсознательно к этому стремиться и этим содействует осуществлению предсказанного.

Внезапное излечение. Психиатру может потребоваться несколько лет, чтобы вылечить своего душевно-больного пациента. Освобождение же от беса происходит мгновенно, после чего все признаки беснования исчезают, и человек становится нормальным. Внезапное переселение. Есть опасность, что злой дух, обитавший в бесноватом, может внезапно переселиться или в того, кто пытается его изгнать, или в членов его семьи. Этот симптом отличен от опасности "заражения," которому подвергаются доктора и психиатры. Известно, что люди, имеющие постоянное дело с душевно-больными, могут сами начать обнаруживать разные психические ненормальности. При этом сам больной не получает никакого облегчения от того, что его врач "заразился." В случаях же бесовского переселения бывший бесноватый полностью освобождается от беснования, а другой человек так же внезапно подпадает под действие этого духа. Хотя Господь Иисус Христос дал Своим ученикам мощные средства для изгнания бесов, однако не каждому человеку следует браться за это дело. Из Новозаветного Писания явствует один разительный факт в отношении нечистых духов, а именно, что они совершенно не могут устоять перед именем Христовым: Господь Иисус Христос имеет над ними абсолютную и неотвратимую власть. Еще при земной жизни Спасителя апостолы обратили внимание на то, что какой-то человек изгонял бесов именем Христовым. Смущенные, они рассказали об этом Христу и просили разрешения запретить незнакомцу пользоваться Его именем. Но Господь ответил им: "Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас" (Лк. 9:50). Очевидно, этот незнакомец искренне верил во Христа, хотя и держался обособленно. Однако опасно обычному человеку вступать в борьбу с нечистыми духами, даже имея оружие имени Христова. Книга Деяний повествует о том огромном впечатлении, которое производило на всех совершение апостолами чудес именем Христовым и, в частности, изгнания бесов. И вот, сыновья некоего иудейского священника Скевы, сами не христиане, а занимавшиеся заклинаниями ради дохода, захотели попробовать новый метод, которым пользовались апостолы. И вот они стали призывать имя Христово, чтобы изгнать злого духа из какого-то бесноватого. Вдруг бесноватый сказал им: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?" И тут же бросился на заклинателей и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома (Деян. 19:14-17). Из этого случая следует заключить, что имя Христово надо призывать с большой верой и благоговением - ради спасения человека, а не для практических целей или из тщеславия. При этом чрезвычайно важно самому быть защищенным силой Христовой, которая приходит от христианского образа жизни. Вообще дело изгнания бесов лучше всего предоставить людям, уполномоченным на это Церковью - священникам, епископам, духовным старцам. Здесь всякий личный энтузиазм и дерзновение чрезвычайно опасны. Дьявол очень опасный и коварный враг. Человек, самонадеянно вступающий с ним в открытую борьбу, может очень дорого поплатиться за свое легкомыслие. Одержимость отличается от беснования тем, что при одержимости дьявол овладевает самим разумом и волей человека. При бесновании дьявол порабощает тело человека, но его разум и воля остаются относительно свободными, хотя и бессильными. Конечно, дьявол не может поработить наш разум и волю насильно. Он добивается этого постепенно, по мере того как сам человек своим отвращением от Бога или греховной жизнью подпадает под его влияние. Пример дьявольской одержимости мы видим в Иуде-предателе. Слова Евангелия: "Сатана вошел в Иуду" (Лук. 22:3) - говорят не о бесновании, а о порабощении воли ученика-предателя. Поначалу Иуда примкнул к апостолам по доброму и бескорыстному побуждению. Но в скором времени он охладел ко Христу и разочаровался в целесообразности своей миссии. Чтобы труды не совсем пропадали даром, он стал тайно вознаграждать себя из общей кассы, в которую добрые люди жертвовали на нужды апостолов и на помощь бедным. Он сам не заметил, как постепенно дьявол помрачил его сознание и стал руководить его волей. Наконец на Тайной Вечери дьявол полностью овладел несчастным учеником и повлек его сначала на гнусное предательство, а потом на самоубийство. Другой пример дьявольской одержимости мы видим в иудейских начальниках и книжниках, враждовавших против Христа. Что бы Он ни сказал, они все оспаривали и отвергали, что бы Он ни сделал самого великого и благородного, они все порицали и осмеивали. Не видели эти гордецы, как дьявол овладел их сознанием и волей, чтобы препятствовать делу спасения человечества. Вот почему Господь и сказал им: "Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Иоан. 8:44). Подобных богоборцев было много на протяжении истории Церкви, в особенности во дни революции на нашей многострадальной родине.