Епископ Александр Милеант - -У ПОРОГА ГЕЕННЫ ОГНЕННОЙ- -Православное учение о злых духах -и о Божием суде над ними-Содержание:-Введение-Учение

В этой книжице мы познакомим читателя с православным учением о падших ангелах, разъясним, какую цель они преследуют, их методы соблазнения людей и сеяния зла, объясним, как ограждать себя от их козней. Особую главу посвящаем теме современного оккультизма и демонизма, которые все больше и шире захватывают человеческое общество. Наблюдая с тревогой успехи современной "черной духовности" приходит на память предсказание Писания: "Горе живущим на земле и на море. Потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного еще ему осталось времени" (Откр. 12:12). Но утешительно то, что самый успех князя тьмы предвещает близость его полного поражения и наказания, когда снова придет на землю Господь Иисус Христос, окруженный ангелами и святыми. Тогда "дьявол будет ввержен в озеро огненное и серное ... и будет мучиться там день и ночь во веки веков ... Веселись о сем небо, ибо совершил Бог суд Свой над ним!" (Откр. 18:20, 20:2-10). После поражения всех сил преисподнего царства наступит новая фаза бытия, и праведники, преодолевшие соблазны духа-обольстителя, просветятся, как солнце в Царстве Отца их.

Священное Писание

о злых духах

Священное Писание учит, что кроме видимого, материального мира существует огромный и разнообразный духовный мир. Этот мир настолько отличен от нашего и богаче его, что мы не в состоянии его ни полностью понять, ни даже удовлетворительно представить. Тем не менее, несмотря на существенное различие, духовный и физический мир в известной мере соприкасаются друг с другом. Духовный мир распадается на две разные и даже противоположные сферы бытия. Одна из них именуется "Небом" - это царство света, где Бог являет Свою славу блаженным духам. Там обитают ангелы и души праведных. Другая сфера- это ад - царство тьмы и место страданий, где мучаются демоны и души грешников. Демоны, как и ангелы - не самобытны. Хотя они бессмертны, но не вечны - только один Бог вечен. Задолго до создания нашего физического мира Бог сотворил духовный мир, населив его ангелами - разумными и добрыми существами, которых наделил разумом, свободной волей и разными способностями, подобными, но более совершенными чем наши.

В какой-то период своего существования, очевидно, еще до создания нашего материального мира, в ангельском мире произошла трагедия. Какая-то часть ангелов во главе с Денницей (Lucifеr) - одним из приближенных к Богу ангелов - вышла из повиновения Творцу и произвела бунт в ангельском мире. Апостол Иоанн Богослов так описывает это событие: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона (дьявола), и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр. 12:7-9). Господь Иисус Христос лишь кратко упоминает об этом событии, говоря, что Он "видел сатану, спавшего с неба, как молнию" (Лк. 10:18). Апостолы Петр и Иуда тоже очень кратко упоминают об этом событии, сообщая лишь, что некоторые из ангелов не сохранили своего достоинства, но оставили назначенное им жилище. За это они были связаны узами вечного мрака в ожидании окончательного суда Божия над собой (2 Пет. 2:4; Иуда 6).

Примечание: При первом чтении только что приведенного текста читатель может подумать, что война произошла в ангельском мире, когда земля уже существовала. Однако, учитывая то, что нередко книга Откровения объединяет в одном видении несколько событий, связанных между собой не хронологической последовательностью, а идейно, думается, что апокалиптическая картина говорит не о том, что земля уже существовала, когда дьявол отпал от Бога, а что война, которую сейчас дьявол ведет с нами на земле, фактически началась на Небе, и как ту войну он проиграл, так потеряет и теперешнюю войну, когда Господь придет и совершит суд над ним.

Из сопоставления различных мест Священного Писания вытекает, что причиной отпадения Денницы была его гордость (Сир. 10:15; 1 Тим. 3:16). Пророк Исаия красочно рисует надменность Денницы, когда изображает его в образе гордого языческого властелина: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис. 14:12-15). Эту картину Исаии дополняет пророк Иезекииль, рисуя Денницу в образе гордого тирского царя:

"Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями. Рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбунк и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то. Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистных камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил. И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор" (Иез. 28:12-18). Так, один из высших ангелов, носитель божественного света, по гордости отпал от Источника Света и стал тьмой и сеятелем мрака. Он захотел сравняться со своим Творцом, восхитить Его славу и могущество, но лишь обнаружил свое ничтожество и неблагодарность. Будучи бессильным дать другим что-либо истинно ценное, он сделал ложь своим главнейшим орудием совращения, так что ложь как бы стала его сущностью. Все, что он говорит, делает и обещает -это самая наглая ложь, хотя порой искусно облеченная в тогу правдоподобности. За то, что он постоянно лжет, Священное Писание наименовало его сатаной - что на еврейском означает клеветник. На греческом языке это соответствует наименованию дьявол. Другие его наименования, как то: змей, дракон, веельзевеул, велиар, князь тьмы, князь бесовский, супостат, князь мира сего, враг рода человеческого, лукавый и подобные - указывают на его свирепость и пагубность его деятельности. Ангелов, последовавших за ним, Писание именует демонами, бесами, нечистыми или злыми духами. Потеряв доступ к Небу, дьявол все свое внимание сосредоточил на людях - созданных чистыми и невинными. Подробности соблазна первых людей приводит третья глава книги Бытия. Сообразив, что Ева окажется податливее Адама, дьявол именно к ней обращается с лукавым вопросом: "Правда ли Бог запретил вам вкушать от всякого дерева в раю?" Ева, не замечая коварства в так поставленном вопросе, объясняет искусителю, что разрешено, а что запрещено им. Найдя в Еве наивного и словоохотливого собеседника, дьявол начинает переубеждать ее и объясняет, что Бог-де из зависти не разрешил им вкушать от дерева познания добра и зла, а вот, если они его, змея, послушают, то сами станут как боги и будут ведать всеми тайнами. Склонив Еву нарушить заповедь Божию, он с ее помощью соблазняет и Адама. Так смертоносным ядом греха дьявол поражает человеческую природу. Указывая на этот трагический момент в жизни наших прародителей, Спаситель именует дьявола "человекоубийцей от начала" (Иоан. 8:44). Согрешив, люди лишились радости общения с Богом и возможности жить в Эдеме. Нарушился в них баланс между духовными и физическими силами, они стали нравственно немощными и склонными грешить. Став грешными, они потеряли доступ к дереву жизни и стали смертными. Писатель книги "Премудрости Соломона" в дьяволе видит первопричину всех несчастий человечества: "Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего, но завистью дьявола смерть вошла в мир" (Прем. Сол. 2:23-24). Поразив наивных людей своим смертельным жалом, змий торжествовал. Но Господь предрек ему, что начатая им война не кончилась, а только началась. Он, соблазнитель жены, некогда сам потерпит поражение от Потомка ее: "Вражду положу между тобой и между женой, между семенем (потомством) твоим и Семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15). Это замечательное предсказание определило дальнейшую историю человечества, ставшую в сущности войной между духом-соблазнителем и людьми, ищущими Бога. В ближайшем смысле это предсказание исполнилось, когда Господь Иисус Христос, пострадав на кресте (потерпев ужаление в пяту), сокрушил главу древнего дракона. Тогда на кресте Господь "отнял силы у начальств и властей [царства тьмы], властно подвергнув их позору, восторжествовав над ними Собой" (Кол. 2:15). В более широком смысле это предсказание исполняется и в жизни каждого христианина, когда он, вооруженный силой Христа, отражает искусителя (Лк. 10:19), хотя сам иногда, как Христос, тоже подвергается физическим страданиям. Дальнейшие повествования Ветхозаветного Писания мало говорят о дьяволе. Тем не менее они неизменно изображают его как лукавого соблазнителя и сеятеля всякого зла. Так, например, дьявол поразил праведного Иова лютым гноем с ног до головы (Иов. 1:6-22); он овладевал царем Саулом и мучил его (1 Царст. 16:14-15). Дьявол внушил Давиду тщеславную мысль произвести перепись своего народа (Пар. 21:1). Демон Асмодей убивал мужей Сарры, дочери Рагуила (Тов. 3:8). С теми же свойствами зависти, хитрости и лукавства изображается злой дух и в книге Царств (3 Царств 22:19-23) и в книге пророка Захарии (Зах. 3:1-2). Учитывая естественную религиозность человечества, дьявол старается извратить эту религиозность, направить в сторону суеверий и изуверства. Это он научил людей обоготворять всевозможных ложных богов - силы природы, звезды и планеты, легендарных героев, животных, чудовищ и все, что только могло всколыхнуть воображение примитивного человека. Помраченные суевериями язычники не понимали того, что, обоготворяя различные предметы, они этим радовали бесов, которые принимали их почести, как к ним относящиеся (Втор. 32:17; 1 Кор. 10:20).