Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ -О ЦЕРКВИ-(справочник)-©

"(Учи, чтобы) не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят большие споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие" (1 Тим. 1:4-6). "Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких" (1 Тим. 6:5). "О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6:20, 2 Тим. 2:16). "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2:23-26, Тит. 3:9).

Есть незнание, которое происходит от наивного невежества, как и есть нравственные недостатки, происходящие от немощи. А есть упорное сопротивление истине и упорное пребывание в грехе. Первое "есть грех не к смерти", второе — "грех к смерти. "

Относительно христианской жизни надо учесть, что совершенство не достигается одним скачком, но идет тернистым путем преодоления своих недостатков. Естественно, поэтому в Церкви наравне с более совершенными всегда были и будут менее совершенные и немощные и даже грешные христиане. Об этом говорят притчи о плевелах (Мт. 13:24-30) и о десяти девах (Мт. 25:1-13; смотри также 1 Иоан. 2:1-2, 1 Иоан. 5:16-18. 1 Кор. 11:19, Гал. 2:4). Из апостольских посланий мы узнаем о распрях, спорах, тщеславии, самолюбии, эгоизме, блудодеянии и других нравственных недостатках среди христиан того времени. Церковь свята потому, что она освящает верующих, но не все верующие святы по причине своих недостатков.

Отношение к людям, согрешающим по немощи: "Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Иоан. 1:8). "Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоан. 2:1-2). "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти… Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему" (1 Иоан. 5:16-18).

Разномыслия неизбежны. Они не отсекают человека от Церкви, пока он способен смириться и осознать свою ошибку. Ап. Иаков: "Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак. 3:1). "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19). "Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходящим подсмотреть за нашей свободою, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовестия сохранилась у вас" (Гал. 2:4). Цель увещания есть любовь, "от чего отступив некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают" (1 Тим. 1:5-7). "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь" (Ев. 13:9).

Даже и пастыри не всегда отвечают высоте своего звания: "Берегитесь злых делателей" (Фил. 3:2).

С другой стороны, существует грех ума — ересь, которая происходит от гордости. Ересь отсекает человека от Церкви. Она есть упорное пребывание во лжи; всякая же ложь — от дьявола, который и есть — "отец лжи. " Тексты на эту тему: Мт. 7:15 и 22-23, Мт. 15:13, Мт. 18:17, Мт. 24:11 и 24, Деян. 20:28-31, Иак. 3:1, 2 Пет. 2:1, 1 Иоан. 4:1, 2 Иоан. 1:9-11, 2 Кор. 2:17, 2 Кор. 11:13-15, Гал. 1:8-9, Кол. 2:8, Фил. 3:2, 2 Фес. 2:10-12, 1 Тим. 1:5-7, 1 Тим. 4:1-2, 2 Тим. 2:16-19, 2 Тим. 4:3-4, Тит. 1:9-11, Тит. 3:10, Ев. 13:9, От. 2:6, 2:14 и 2:20.

Господь предсказывает судьбу обществ, чуждых Церкви: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мт. 15:13). Он предостерегает верующих: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мт. 7:15). "Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мт. 24:11 и 24. Еще о лжепророках смотри: Ис. 9:15, Иер. 14:14-16, Иер. 23:15-17, Иер. 23:26-28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5-7). Ап. Иоанн: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1). "Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Иоан. 1:9-11). Ап. Петр: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2:1). Ап. Павел много внимания уделяет опасности ложных учений. Он, например, оставляет такое завещание служителям Церкви, которых он рукоположил: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей. Ибо я знаю, что после отъезда моего войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:28-31). "Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе" (2 Кор. 2:17). "Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:13-15). "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" Кол. 2:8). На епископе лежит обязанность "держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1:9-11). Апостол объясняет, как пагубна всякая ересь: "Если бы мы, или даже Ангел с неба, стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (т.е. да будет отсечен от Церкви, Гал. 1:8-9). Поэтому "еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" Тит. 3:10). Господь хвалит "Ангела" (епископа) за его ненависть к учению Николаитов (гностиков), и порицает "ангелов" (епископов) Пергамской и Фиатирской церквей за их равнодушие к еретическому учению "Валаама" и "пророчицы Иезевели", которые вводят в заблуждение верующих (От. 2:14, От. 2:20). Предсказание о неспособности людей последних времен принять истину: "Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (1 Фес. 2:10-12). "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей" (1 Тим. 4:1-2). "А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Имений и Филит, которые отступили от истины… Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне" (2 Тим. 2:16-19). "Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням" (2 Тим. 4:3-4).