Kniga Nr1154

В общем всё сводится к тому, что все, включая Римского Папу и Архиепископа Кентрберийского, всегда признавали наше апостольское происхождение. Теперь идёт состязание, кто первый добьётся унии с нами. Если Англиканское духовенство ищет единения с нами на равных началах, то Ватикан замышляет обратить нас в Римо-Католичество и подчинить Папе. Работа в этом направлении ведётся.

Наш возраст и авторитет никогда не подвергались оспариванию. Западное христианство оставило Единую, Святую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь. Рим сделался первым протестантом и вышел из неё, положив этим начало современному римо-католицизму. В дальнейшем процессе от Рима оторвались: лютеранство, кальвинизм, англиканство, старо-католичество, а от этих — всё современное многоликое сектантство. Наша апостольская преемственность не имеет перерыва. Например, православный архиепископ Фессалоникийский с 1957 года восходит по прямой линии к первому епископу этой епархии, к которому святой Апостол Павел адресовал своё послание. Апостольское преемство имеют все наши епископы.

Наши древние Литургии: святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста восходят к апостольским временам. Нынешняя римо-католическая месса относится к 1570 году, а мессы: английская, шотландская и лютеранская установлены ещё позже. Все они юны по сравнению с нашей Литургией.

В период Вселенских Соборов (325-787 гг.) весь христианский мир был в полном единении. На постановлениях Вселенских Соборов мы и доныне стоим. Все остальные христианские религии отступили от этих постановлений и ввели свои новшества, древней Христианской Церкви неизвестные. Мы же отвергаем всякие новшества в вопросах веры и исповедуем только то, что принимали и во что веровали христиане, когда были все едины.

Иначе говоря мы пребываем в лоне Святой, Соборной, Апостольской, Древней и Единой Православной Церкви; мы — сама эта Церковь. Римские католики считают нас схизматиками, но не еретиками. Но с точки зрения Апостольской Церкви семи Вселенских Соборов, оторвавшийся от единства церковного Рим стал схизматическим, а по мнению богословов, даже и еретическим. Поэтому православные не признают учения римо-католиков вселенским, истинным.

Православная точка зрения выражена в одном письме 25-ти тысяч японских обращенцев в Православие таким образом: "Мы встречаем группу послов католиков, которые на вопрос о догматах их веры отвечают: "Сегодня мы содержим такие-то догматы, но что может быть прибавлено завтра мы не можем сказать, потому что тот человек, который имеет право на это, может быть приготовляет что-нибудь новое, что завтра мы обязаны будем принять". Послы другой группы (протестантской) отвечают: "Сегодня наша доктрина такова, но что мы сможем выбросить из нее завтра, мы ещё сами не знаем".

Ныне усиленно пропагандируется в христианском мире так называемый экуменизм, старающийся увести людей каждого из своей Церкви, сосредоточив его внимание на идее совместности служения Христу в некой отвлечённой Церкви, имеющей ещё когда-то явиться. Экуменическая концепция церкви такова: это общество добрых людей, которые расходятся между собой во всех мнениях, но усердно ищут правды, с полной убеждённостью, что она не найдена и без всякой надежды на то, что это когда-нибудь случится.

Мы, православные, по крайней мере устойчивы в вопросах веры, постоянны. Наше исповедание утверждается на твёрдом основании, которого никто нарушить не может. Католики и протестанты упрекают нас, что мы в своей богослужебной практике чересчур высоко церковны. Где у них одна свеча, у нас три, где у них капелька ладана — у нас больше, где они робко пригибают одно колено, мы нисколько не стыдимся совершенно припасть к земле. Едва ли приходится удивляться заявлению американского епископального священника, который, стоя в русском храме в Париже, заявил: "Для своих поклонов вы совсем оттиснули нас за ковёр!" Если во время наших богослужений и молитв мы стоим, то это согласно постановлению Вселенского Собора, 1600-летие которого праздновал весь Христианский мир в 1925 году и Символ веры которого он, якобы, принимает. Западные христиане ввели обычай сидеть за Богослужением, но это сделано в угоду плоти своей. Древняя Церковь этого не практиковала. Наша православная византийская иконопись и архитектура единственно для храма изначально созданы. Западная церковная скульптура и готика совершенно юны по сравнению с византийской. Мы не допускаем в храмах органов, но русское церковное пение считается лучшим в мире. Вот те духовные ценности, которые мы имеем. С таким верованием, с таким Богослужением и с такой историей Православная Церковь ждёт пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который единый есть Глава её. Лишённая своего внешнего величия и богатства во всём мире, а в советской России ограбленная и теснимая, Православная Церковь с непоколебимой верностью хранит Божественную истину. В Священном Писании нет обетования об окончательном триумфе Христианства в мире, но что остаток устоит и пребудет в истине Христовой, есть. Мы, православные, являем собой этот остаток. Мы знаем об этом потому, что сохранили доселе чистой и неповреждённой "веру, однажды преданную святым" (Послание святого Апостола Иуды, 1:3).