Kniga Nr1154
Человек — это образ Божий
Целомудрие
Грехи языка
Безграничная гордыня, октябрь 1957 г.
Церковные темы
Мать всех церквей
Доклад Архиепископа Афанасия на Епархиальном собрании, 1964 г.
Значение епископского звания и Собора Епископов Духовенство и народ Болеем ли мы вопросом о судьбе Церкви? Сугубое торжество Духовный кризис эмиграции, 1962 г. Из доклада Архиепископа Афанасия на Епархиальном собрании, 1967 г. Беседа Архиепископа Афанасия, 1969 г. Призыв к молодёжи, 1964 г. Гора Афон и Русское монашество Богослужебные темы Воцерковление жизни, август 1957 г. Восьмиконечный русский крест Призыв Архипастыря перед Великим Постом, 1967 г. Крестное знамение Радоница Кладбища и панихиды Отпевание и погребение почивших Одеяние и звание усопших Епитимия Патриотические темы Праздник святого Владимира, июль 1957 г. Орудие соблазна, июль 1958 года Молитва и меч Наш эмигрантский удел, август 1958 года Празднование "Дня русской культуры" Борьба против веры и Церкви в СССР, 1962 г. Рождественские Послания Рождественское послание. Декабрь 1957 г. Рождество Христово, 1962 г. Рождественское слово Преосвященного Архиепископа Афанасия, 1965 г. Рождественское приветствие, 1967 г. Новый Завет Архипастырское новогоднее обращение Новогодние мысли, январь 1964 г. Пасхальные послания Пасхальное послание, 1957 Преосвященного Епископа Афанасия Наша Пасха, март 1958 г. Будем верующими Пасхальное приветствие, 1962 г. Радость Пасхальной ночи, 1965 г. Пасхальное приветствие, 1967 г. Христос — Радость Вечная, 1962 г. Пасхальное приветствие, 1969 г. Пасхальное "Огласительное слово" Древние Пасхальные обычаи в Православной церкви Сошествие Иисуса Христа во ад Вероучительные темы Жизнь прихожанина, июнь 1958 г. Цель земной жизни каждого человека — это спасение своей души в вечности. Православная вера и Православная Церковь содержат всё то, что нужно для достижения этого спасения. Епископ Феофан, знаменитый Вышинский затворник, пишет следующее: "Веруй во всё, во что веровать повелевает Святая Православная Церковь, и приемля благодатные силы через Таинства и взгревая их через участие во всех Богослужениях и через исполнение всех других постановлений Святой Церкви, иди неуклонно путём заповедей, Господом Иисусом Христом нам предписанных, под руководством законных пастырей, и спасёшься". Церковь имеет двоякое значение: с одной стороны она есть "от Бога установленное общество людей, соединённых Православной верою, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами" (катехизис), а с другой стороны в практике принято называть православный храм церковью. Православный христианин относится к одному и другому названию с благоговением и уважением. Слово Божие учит, что Церковь, как общество православных верующих людей, есть живое мистическое тело Христово, Глава которой есть Сам Христос. Церковь, как Тело Христово, исполнено благодати Божией, спасающей и освящающей силой Божией. Поэтому всякий, кто пребывает своею верою в лоне Церкви Православной, спасается для жизни вечной. В символе Православной веры мы читаем следующее определение: "Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Этими словами мы выражаем свою веру, что Православная Церковь едина во всём мире; она пребудет таковой до скончания сего века. Поскольку Православная Церковь существует во всём мире и к ней принадлежат все народы, исповедующие Православную веру, то она называется Вселенской. Существующие отдельные Православные так называемые Поместные Церкви, как например: Греческая, Русская, Румынская, Сербская, Болгарская, Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская и другие автокефальные Церкви, нисколько не нарушают единства Вселенской Православной Восточной Церкви. Все эти Церкви имеют собственное управление, независимое от другой, но сохраняют единство Православной веры, единство Таинств, единство благодатных даров Святого Духа, единство в общении молитвенном. Мы являемся чадами Русской Православной Церкви Заграницей, а через неё принадлежим к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Вселенской Православной Церкви. Господь Иисус Христос, основывая Свою Церковь, установил в ней священную иерархию, т. е. епископов, священников и дьяконов. Избранные для служения Церкви в каждой из этих священных степеней посвящаются или рукополагаются, а не самозвано становятся таковыми. Причём это рукоположение должно быть совершенно законно, т. е. канонично. Без канонического рукоположения посвящение не действительно. Через законное рукоположение в таинстве священства сообщается благодать Всесвятого Духа рукополагаемому в священный сан. Эта благодать даёт ему право священнодействовать, учить и управлять в Церкви Христовой. Миряне не имеют этих прав и не могут совершать никаких священнодействий. Самозваное исполнение священных действий не есть священнодействие, а кощунственное действие, глубоко оскорбляющее Самого Господа. Из трёх степеней священства епископство есть самое высокое по дару Духа Святого. Епископ есть преемник или наследник Святых Апостолов по благодати. Он имеет всю полноту Апостольской власти. Святые Отцы Первохристианской Православной Церкви и Священные каноны Вселенских соборов, основываясь на Священном Писании, ставят епископский сан очень высоко в церковной иерархии. "Без епископа нет Церкви", "Кто не с епископом, тот не со Христом" — таково учение Православной Церкви. Без воли и благословения своего епископа никто из клира и мирян не имеет права ничего делать в Церкви. Священники и дьяконы исполняют свои священные обязанности только по полномочию и с благословения своего епископа. Таким образом, по установлению Иисуса Христа, епископы, а через них и священники являются устроителями и управителями в Церкви Христовой, работниками на ниве церковной. Архипастырям и пастырям Господь вверил души верующих приводить в послушание веры, руководить их в жизнь вечную. Они являются вдохновителями и устроителями, как всей Церкви, так и отдельных малых церквей или приходов. С них Господь спросит ответа за судьбы Церкви, за судьбу прихода, ими возглавляемого, за судьбу отдельных православных христиан, вверенных их духовному водительству. Священство есть служение страшное и ответственное перед Богом. На этом начале созидаемая жизнь в приходах освящается благодатью живущего в Церкви Спасителя Иисуса Христа. Воодушевляющая вера, естественно, подвигает всех прихожан на живое деятельное участие в церковной жизни. Здесь каждый прихожанин несёт и должен нести своё послушание, порученное ему духовным пастырем. От этого послушания никто не может уклониться, не причинив ущерба душе своей. Уклонение отдельного прихожанина от возложенного на него послушания удаляет его от надежды на достижение спасения своей души. И наоборот, добросовестное исполнение своего послушания или своего служения в Церкви есть дело спасительное, приносящее великую пользу душе. Всякое доброе дело, исполняемое с усердием для блага Церкви в приходе, принимает Господь и как бы складывает на весы христианских добродетелей делателя. Счастлив тот, кто в течение своей земной жизни накопил много таких добродетелей. В каждом приходе открывается широкое поле для делания и даются большие возможности для накопления христианских добродетелей. Церковно-приходская деятельность может выражаться в разных видах и формах. Один поёт в церковном хоре, другой читает при Богослужении, третий управляет церковным хором, четвёртый трудится над уборкой и украшением храма, пятый прислуживает в алтаре и помогает священнослужителям, шестой шьёт и чинит священные облачения или возжигает лампады, седьмой занимается приходской благотворительностью, восьмой жертвует на сооружение храма, девятый учительствует в церковной школе, десятый увещевает и обличает заблудших и отступивших от Православия и т.д. Исполнение должности церковного старосты или члена приходского совета, или казначея, или ревизионной комиссии приносит душе пользу, ибо это служение Церкви, а служение Церкви есть служение Христу. Душеполезным служением является служение Церкви в сестричестве, ибо это служение посвящается Дому Божию и делается во славу Божию. И все виды церковной деятельности приносят пользу душе делателя, если он исполняет это во славу Божию, для спасения души своей, в простоте сердечной, а не ради гнусной корысти или движимый честолюбием. Святой Апостол Павел называет служение Церкви созиданием тела Христова (Еф. 4:11-13).