Kniga Nr1154

Православные христиане имеют благочестивый обычай на Фоминой неделе во вторник, а в некоторых местах в понедельник, молитвенно поминать своих усопших сродственников. Этот обычай называется — радоницей. Название древнеславянское. Происходит оно от того, что в указанный день поминовения усопших, живущие на земле христиане приветствуют своих почивших родных и друзей радостной вестью о Воскресшем Господе. Радоница — очень древний обычай. Существовал он уже в 4-ом веке.

Святой Иоанн Златоуст вопрошает: "Для чего отцы наши установили собираться нам на кладбище?" И отвечает Святитель: "Потому что сегодня Иисус Христос сошёл к мёртвым". В учении Церкви о сошествии Христа Спасителя в ад проповедовать победу над смертью основано наше моление об умерших в радоницу. В день радоницы после литургии (обедни) верующие отправляются вместе с духовенством на кладбище, где на могилах служат заупокойные литии или читают Евангелие, вознося молитвы о почивших. Городские и сельские кладбища заполняются в этот день народом, пришедшим навестить своих умерших сродников и помолиться о них… Этот благочестивый обычай веками соблюдался на Руси, пока богоборческая власть, водворившаяся на нашей родине, не уничтожила его избиением верующих и духовенства. В эмиграции этот обычай продолжается, но с меньшим усердием. Кроме радоницы, для поминовения усопших установлены Святой Церковью другие дни в году, так наз. Родительские субботы. Отличаются они от радоницы тем, что поминовения служатся в храмах, а не на кладбищах. Верующие в эти дни молятся о почивших только в церквах, но могил не посещают.

Кладбища и панихиды

Кладбища на Руси всегда были местом внимания и заботы. В русских городах они содержались в образцовом порядке, засаживались деревьями и цветами. Они представляли собой великолепные парки с тенистыми аллеями. Входящие на кладбища мужчины снимали головные уборы и оставались с открытой головой, пока находились на кладбище. Конечно, курение папирос на кладбище не допускалось. При входе на кладбище крестились, и всё время вели себя серьёзно и благоговейно. Сельские кладбища иногда представляли печальную картину своей запущенностью. На кладбищах русские люди погребали дорогих сердцу родителей, детей, сродников, друзей и благодетелей. Они возбуждают у нас чувства любви и уважения. Многие находят единственное утешение побывать на кладбище и там поведать скорбь свою близким и родным, сокрытым в могиле. Слёзы невольно льются из глаз на могилах родных, тяжёлые воздыхания сами рвутся из сердец наших. Зарытый в могиле прах нам дорог и мил, поэтому многие часто посещают могилы своих близких, служат о них там панихиды, возжигают свечи и лампады. В эмиграции эта практика приняла широкое распространение среди наших соотечественников. В Буэнос-Айресе это особенно заметно.

Однако, служение панихид на могилах не предвидено нашим богослужебным уставом. Там мы находим следующее указание о поминовении усопших:

"Егда совершается поминовение о усопших, по вечерни бывает панихида, служба вся, яко же и на погребении, кроме стихирь, блаженны, Апостола и Евангелия, и целование, в конце же службы ходят и на гроб, поюще: "Со духи праведны" и проч., дьякон ектению: "Помилуй нас, Боже" и проч., священник молитву: "Боже духов" и проч., по отпусте возглашение за упокой".

Таким образом, на могиле по уставу служится лития, но не панихида. Это объясняется тем, что панихида есть сокращение заупокойной утрени. Утреня же служится в храме перед святым престолом. Православный храм, освящённый благодатью Духа Святого, является местом совершения всех богослужений. Естественно, что в храме Божием приличествует служение панихид по усопшим, а не на могилах, не освящённых. Услужливость священников в служении панихид вместо церкви на могилах продиктована скорее материальными соображениями, чем чисто церковно-богослужебными. Многие делают это по своему небрежению к церковному уставу или же по невежеству. В Советском Союзе служили панихиды на кладбищах по нужде, потому что храмы были закрыты и разрушены. Но в наших условиях при полной свободе и при наличии большого количества храмов наших православных такой надобности нет. Некоторые по усердию ставят зажжённые свечи на могиле. Церковным же уставом предвидено раздавать свечи во время панихиды молящимся, которые должны держать их в руках зажжёнными, выражая этим свою веру и усердие в молитве об усопшем. Ставить свечи на могиле можно только перед надмогильным крестом, если на нём есть изображение Распятия или икона, причём крест и икона должны быть непременно освящены. Сама по себе могила не представляет святыни, равной мощам угодников Божиих, поэтому и возжигание на ней свечей не делается. Свечи наши связаны только с молитвой. Возносится молитва и возжигается свеча и лампада. Без молитвы эти светильники не имеют значения и ни в какой степени не могут заменить живую молитву, возносимую Богу. Отпевание и погребение почивших Согласно учению Православной Церкви молитва об усопших возносится, о тех, которые в вере и благочестии скончались. О таких Церковь предписывает совершать заупокойные богослужения в 3-й, 9-й и 40-й день после их кончины. Также поминают умерших в дни их рождений, именин и смерти. В иное время поминают на проскомидии, давая поминальники и просфоры священнику, служащему Литургию. Однако, в практике часто наблюдается, что церковно хоронят с отпеванием и служат панихиды по почившим, которые были совершенно равнодушны к вопросам святой веры Православной, спасению своей души, а быть может вообще не веровали в Бога, но неверие своё скрывали. Молитва о таких не может избавить их из ада и места мучения. Молитва же о тех, которые в вере и благочестии скончались, имеет спасительную для них силу. У нас, в Буэнос-Айресе, наблюдается практика при прощании с покойником родственников и друзей, которые, подходя к гробу или телу почившего для целования и прощания, крестят покойника своей рукой, довольно часто неумело и небрежно. Кроме этого, ещё сами себя осеняют крестным знамением, как к святой иконе или святым мощам. Эта практика является ничем иным, как продуктом измышления человеческого. По церковному уставу, обыкновенно родственники лобзают тело почившего своего родственника. Обыкновенно прикладываются к венчику на челе почившего и целуют иконку, лежащую на груди его. Но совершая это нигде не указано, что нужно крестить почившего и самим креститься. Мирянам не дано право благословлять, если крестящие покойника думают, что они его благословляют в вечную жизнь. Осеняет крестом почившего и кропит святой водой священник, которому дано право, как священнослужителю и духовному отцу. На вкоренившуюся практику осенения крестным знамением покойника мирянами должны обратить серьёзное внимание священники и разъяснять людям неуместность этой практики. Одеяние и звание усопших Почивших одевают в новые одежды, символизирующие этим своё новое одеяние нетления. Одевают сообразно званию и служению почившего. Они изображают, что по воскресении своём, человек должен будет дать отчёт Богу, как он исполнил свой долг в том звании, в которое был призван, ибо "вси оживут, кийждо в своём чину". Итак, монаха одевают в монашеское одеяние, священника — в священническое, архиерея — в архиерейское, военного — в военную форму, мирянина — в мирскую одежду. Каждый из них восстанет на Суд в одеянии своего звания. Поэтому надо обращать серьёзное внимание на то, как и в чём погребать своих родных и друзей, потому что это не безразлично. В связи с этим одеянием и званием почившего, поминается он в молитвах