Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС - СПАСИТЕЛЬ

В западной церкви существует предание об образе св. Вероники, которая подала Спасителю, идущему на Голгофу, полотенце, чтобы Он вытер Свое лицо. На полотенце остался отпечаток Его лика, который позже попал на запад.

В Православной Церкви принято изображать Спасителя на иконах и фресках. Эти изображения не стремятся передать в точности Его внешний вид. Они скорее являются напоминаниями, символами, возводящими нашу мысль к Тому, Кто на них изображен. Глядя на изображения Спасителя, мы вспоминаем Его жизнь, Его любовь и сострадание, Его чудеса и учение; вспоминаем, что Он, как вездесущий, пребывает с нами, видит наши трудности и помогает нам. Это настраивает нас молиться Ему: "Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!"

Лик Спасителя и все Его тело запечатлелось также на так называемой "Туринской плащанице", - длинном полотне, в котором, по преданию, было завернуто снятое с креста тело Спасителя. Изображение на плащанице удалось увидеть только сравнительно недавно с помощью фотографии, специальных фильтров и компьютера. Воспроизведения лика Спасителя, сделанные по Туринской плащанице, имеют поразительное сходство с некоторыми древними византийскими иконами (совпадая иногда в 45 или 60 точках, что, по мнению специалистов, не может быть случайно). Изучая Туринскую плащаницу, специалисты пришли к выводу, что на ней отпечатлелся человек лет 30, ростом 5 футов, 11 дюймов (181 см - значительно выше своих современников), стройного и крепкого сложения.

Учение Господа Иисуса Христа

О своем учении Иисус Христос говорил так: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, слушает гласа Моего" (Ин. 18:37). Поэтому мы должны с благоговением принимать каждое слово Христа как абсолютную и непреложную истину и на нем строить свое мировоззрение и жизнь.

О Себе Самом Иисус Христос учил, как о Спасителе человечества: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (искупления - выкупа, спасения; Мт. 18:11; 20:28). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, Который "так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).

Иисус Христос учил, что Он имеет одну сущность с Богом Отцом: "Я и Отец - одно", что Он одновременно "сошедший с небес" и "сущий на небесах", т.е. - Он одновременно пребывает на земле, как человек и на небе, как Сын Божий, будучи Богочеловеком (Ин. 3:12; Ин. 10:30). Поэтому, "все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин. 5:23). Истину Своей Божественной природы Иисус Христос исповедал и перед Своими крестными страданиями, за что и был осужден Синедрионом на смерть. Так об этом и заявили члены Синедриона Пилату: "Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим" (Ин. 19:7). Отвернувшись от Бога, люди заблудились в своих религиозных понятиях о Творце, о своей бессмертной природе, о цели жизни, о том, что хорошо, что плохо. Господь Иисус Христос раскрывает человеку важнейшие основы веры и жизни, дает направление его мыслям и стремлениям. Приводя наставления Спасителя, Апостолы пишут, что "Иисус Христос ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия", - благую весть о наступлении Царства Божия среди людей (Мт. 9:35). Часто Господь Свои поучения начинал словами: "Царство Божие подобно..." Из этого следует заключить, что, по мысли Иисуса Христа, люди призваны спасаться не индивидуально, но совместно, как одна духовная семья, пользуясь теми благодатными средствами, которыми Он наделил Церковь. Эти средства можно определить двумя словами: Благодать и Истина. (Благодать - невидимая сила, подаваемая Духом Святым, которая просвещает разум человека, направляет его волю к добру, укрепляет его душевные силы, приносит ему внутренний мир и чистую радость и освящает все его существо). Говоря о спасении, Иисус Христос учил об условиях вступления человека в Его благодатное Царство, о том, как должен жить и к чему должен стремиться христианин и о природе и устройстве Своего Царства. К рассмотрению этих сторон учения Спасителя мы и переходим. Как войти в Царство Божие? Первым шагом на пути спасения есть вера в Иисуса Христа, как Богом посланного Спасителя мира, - признание того, что Он есть путь, истина и жизнь, и что никто не придет к Отцу, как только через Него. (Ин. 14:6). На вопрос иудеев, что им необходимо сделать, чтобы угодить Богу, Иисус ответил: "Вот дело Божие, чтобы вы верили в Того, Кого Он послал" (Ин. 6:29). "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3:36). Вера в Иисуса Христа заключается не только в том, чтобы признавать Его за Сына Божия, но и в том, чтобы "по детски" - т.е., просто, доверчиво и всем сердцем, принимать Его учение, - без всяких мудрствований и поправок. Такой искренней веры ждет от нас Господь, говоря: "Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное" (Мт. 18:3). Эта сердечная вера в Спасителя просвещает разум человека, озаряет весь его жизненный путь, по обещанию Спасителя: "Я - свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8:12). Привлекая людей в Свое Царство, Господь призывает их к праведному образу жизни, говоря: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мт. 4:17). Покаяться - значит осудить всякий свой греховный поступок, переменить свой образ мыслей и решиться, с Божией помощью, начать новый образ жизни, основанный на любви к Богу и ближним.