БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Матери принесли к Нему детей, да через возложение рук благословит их. Но как они подходили беспорядочно и шумно, поэтому ученики и возбраняли им, а вместе и потому, что думали: не унижается ли достоинство их учителя тем, что приносят к Нему детей. Но Христос, желая показать, что Он больше любит незлобивых, запрещает им и говорит: «не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Не сказал – сих, но «таковых», то есть простых, чуждых злобы и лукавства. Поэтому, если и ныне к какому учителю приходят с детскими вопросами, он не должен отсылать их от себя, но принимать.

И, возложив на них руки, пошел оттуда. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ как только один Бог.

Сей подошел не как искушающий, но как желающий наставления и жаждущий живота вечного. Но подошел ко Христу не как к Богу, а как к простому человеку. Поэтому Господь и говорит: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». То есть если ты называешь Меня благим, как обыкновенного учителя, то называешь не так, потому что никто из людей не благ сам по себе. Это, во-первых, потому, что мы обыкновенно бываем переменчивы, обращаемся от добра ко злу; во-вторых, потому что человеческая доброта в сравнении с добротой Божией есть худоба.

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя.

Господь отсылает вопросившего к заповедям закона, чтобы иудеи не сказали, что Он презирает закон. Что же?

Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Некоторые осуждают юношу сего как человека хвастливого и тщеславного. Как он, говорят, исполнил заповедь о любви к ближнему, когда был богат? Никто, любя ближнего, как самого себя, не может быть богаче ближнего, а всякий человек есть ближний. Тогда многие терпели голод и были без одежды; если бы он был милостив, то не был бы богат.

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Что ты соблюл, по твоим словам, то, говорит, соблюл по-иудейски. Если же хочешь быть совершенным, то есть Моим учеником и христианином, то поди продай имение свое и тотчас раздай все вдруг, не удерживая у себя ничего, даже и под тем предлогом, чтобы подавать постоянную милостыню. Не сказал – давай бедным (то есть понемногу), но – отдай вдруг и останься без всего. Затем, поскольку иные, подавая милостыню, ведут жизнь, исполненную всякой нечистоты, говорит: «и следуй за Мною», то есть приобретай и всякую другую добродетель. Но юноша опечалился. Ибо хотя он желал и почва сердца его была глубока и тучна, но ее засушили тернии богатства, «потому что, – говорит евангелист, – у него было большое имение». Кто имеет немногое, тот не много связывается богатством, но большое богатство налагает крепчайшие узы. Далее, поскольку Господь разговаривал с богатым, то присовокупил: «будешь иметь сокровище на небесах», ибо он любил сокровище. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Богатый не войдет в Царство Небесное, пока богат и имеет у себя лишнее, между тем как другие не имеют и необходимого. А когда откажется от всего, тогда он уже не богат и впоследствии войдет в Царство Небесное; имеющему же много невозможно войти в него так же, как «верблюду пройти сквозь игольные уши». Смотри же, выше сказал, что трудно войти, а здесь – что невозможно. Некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, употребляемый корабельщиками при бросании якорей для укрепления корабля. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может. спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно. Богу же всё возможно. Человеколюбивые ученики спрашивают не для себя, ибо сами они были бедны, но для других людей. Господь же научает измерять дело спасения не человеческою немощью, но – силою Божиею. А при помощи Божией, кто начнет быть нестяжательным, тот успеет и в том, чтобы отсекать излишнее; а потом дойдет и до того, что станет отказывать себе и в необходимом, и таким образом (при той же помощи Божией) благоуправится и получит Царство Небесное. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?