БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Слепцы, слыша о Христе, познали Его, и узнав, что Он проходит мимо, воспользовались этим временем. Они веровали, что Иисус, происшедший от семени Давидова по плоти, может исцелить их. А поскольку они имели горячую веру, то не молчали, несмотря на запрещение, но еще более вопияли; поэтому и Иисус не спрашивает их, имеют ли они веру, но – чего хотят, чтобы кто не подумал, что они хотят одного, а Он дает им другое. Показывает и то, что не о сребрениках они просят, но об исцелении. Исцеляет Он их прикосновением, чтобы мы знали, что всякий член Его Святой плоти есть член Животворящий и Божественный. Правда, Лука и Марк говорят об одном слепце, но от сего не выходит разногласия, потому что они упомянули об известнейшем слепце. Или иначе: Лука говорит, что Иисус, прежде входя в Иерихон, исцелил слепого, а Марк, что после выхода из Иерихона, Матфей же для краткости упомянул об обоих вдруг. Обрати внимание и на то, что слепые были язычники и исцелены от Христа мимоходом, потому что Христос пришел главным образом не для язычников, а для израильтян; и как слепцы познали Иисуса по слуху, так и язычники уверовали во Христа от слышания. Запрещающие же слепцам призывать имя Иисусово суть гонители и мучители, которые покушались запрещать проповедь Церкви. Но она еще более исповедовала имя Христово, а потому и получила исцеление, узрев ясно истинный свет, и стала последовать Христу, подражая Ему в своей жизни.

Глава двадцать первая

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се. Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Иисус воссел на ослицу без всякой другой нужды, а единственно для того, чтоб исполнить пророчество и нам показать, с каким смирением нужно ездить; ибо Он ехал не на лошадях, а смиренно на осленке. Пророчество исполняет Он и буквально и в переносном смысле: буквально – воссев на ослицу, а переносно – воссев на ее молодого осла, то есть на новый, необузданный и не привыкший к повиновению народ – язычников. Ослица и молодой осел были связаны, ибо пророчество говорит: «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей» (Быт. 49, 11), а в иносказательном смысле это означает людей, связанных узами собственных грехов. Двое были посланы разрешить эти узы – Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть к иудеям; и доныне двое разрешают нас от грехов – Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое Пришествие Свое Он явился не судить, но спасти мир. Другие цари еврейские были хищны и несправедливы, Христос – Царь кроткий и справедливый.

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей об ослице и осленке, но они не противоречат друг другу, потому что, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус воссел на них, то есть не на двух подъяремных, но на одежды. Или: прежде Он сидел на ослице, потом на осленке, так как Он остановился прежде в синагоге иудейской, а потом перешел к язычникам.

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

По сказанию Писания, расстилание одежд служит выражением чести, а ношение ветвей – признаком торжества. А ты в таинственном смысле пойми из этого, что Господь воссел, когда апостолы подостлали Ему одежды свои, то есть свои добродетели. Ибо если душа не украшена добродетелями, то Господь не восседит на ней. «Предшествовавший» суть пророки, жившие прежде воплощения Христова, а «сопровождавший» – явившиеся после того мученики и преподобные учители, которые подстилают свою одежду Христу, то есть плоть покоряют духу, ибо одежда и покров души есть тело. Они разостлали тела свои на пути, то есть по Христе, ибо «Я семь путь», – сказал Он (Ин. 14, 6). Если кто не расстелит плоти своей, то есть не смирит ее во Христе, Который есть путь и живот, если кто не пребывает в нем постоянно, уклоняясь от всякой ереси и неправды, то Господь не воссядет на нем. «Осанна», по словам некоторых, означает песнь или псалом, а по мнению других, кто и вернее: спаси нас, Сыне Давидов, грядый свыше во имя Господне. Грядущим называется Господь потому что евреи ожидали Его Пришествия. Так говорит и Иоанн: «Ты ли еси грядый», то есть Тот ли Ты, Пришествия Которого ожидают? Или: Грядущим называется Господь, потому что ежедневно ожидается Его второе Пришествие. Поэтому каждому из нас должно всегда ожидать кончины жизни своей и Пришествия Господня и готовиться к тому. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Народ бесхитростный и простой не завидовал Христу, но и не имел о Нем надлежащего понятия, почему и называл Его пророком. Но так как Он произносит слово «пророк» – с членом, то можно думать, что он разумел в Нем ожидаемого пророка, то есть Того, о Котором Моисей сказал: яко мне пророка вам воздвигнет Господь Бог. Он не сказал просто, без члена пророк, но с членом, то есть именно ожидаемый пророк. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков1 и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников. Как владыка дома, то есть храма, Он выгнал из него торгующих, показывая сим, что все принадлежащее Отцу, принадлежит и Ему. Сделал Он это и потому, что имел попечение о благолепии храма и хотел показать отменение жертв, изгнав волов и голубей. Он этим предсказал, что нет более нужды в жертвоприношении или заклании животных, но нужна молитва: «дом Мой, – говорит Он, – домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Ибо в вертепах разбойничьих совершаются убийства и кровопролития. Или – Он назвал храм вертепом разбойников потому, что в нем были корчемники, продающие и покупающие, так как любостяжательность есть страсть разбойническая. Торжники – то же, что у нас меняльщики, а названы так от слова означающего род малой монеты, каков, например, овол и сребреник. Ныне продают голубей те, которые продают саны церковные, ибо они продают благодать Духа, Который есть голубь. За это и продающие и покупающие изгоняются из высшего и из низшего храма, как недостойные священства. Смотри и ты, чтобы храм Божий, то есть свое сердце, де сделать вертепом разбойников, то есть жилищем демонов. А оно сделается вертепом, если мы будем иметь помыслы о продаже и купле и если будем сребролюбивы до такой степени, что будем заботиться и о самой малой монете. Мы сами себя обратим в вертеп разбойников, если будем продавать и терять голубей, то есть не сохраним в себе даров духовных. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Исцелением больных показывает, что Он хорошо сделал, выгнав Своею властью из храма недостойных. Открывается отсюда и то, что по изгнании иудеев, привязанных к закону и закланию животных, приемлются слепые и хромые из язычников и исцеляются Им.