БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Господь заповедует бодрствовать и готовиться, то есть иметь добрые дела, чтобы, когда Он придет с требованием того, чего желает, у нас было что дать. Смотри, Он не сказал: не знаю, в какой час придет вор, но – «не знаете». А вором называет Он кончину мира и смерть каждого. Дает также разуметь, что Его Пришествие будет ночью. Как вор приходит незаметно, так будет и Мое Пришествие, для того чтоб вы не предавались лености, но подвизались. Ибо если б мы знали, когда настанет конец нашей жизни, то стали бы стараться только в один этот день благоугодить Богу, а теперь, не зная, постоянно трезвимся, делая добро.

Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Господь как бы недоумевает, найдется ли раб верный и благоразумный, поставленный господином своим над прислугою, чтобы показать, что редко и трудно можно найти такого раба. Два качества требуются от раба – верность и благоразумие. Ибо нет пользы, если кто верен и не ворует, но не умен и попусту тратит имение; или, будучи умен, сам похищает имение и таким образом также тратит имение своего господина. Поэтому кто окажется тогда верным и благоразумным, тот получит и совершенный венец на небе, ибо таковые будут наследниками Божественного «имения». Верный и благоразумный раб есть и всякий учитель, вовремя дающий каждому пищу учения, каков, например, Павел, иного напояющий млеком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он верный раб, хотя прежде был хульник по ревности к закону. Он раб благоразумный, ибо распознавал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога – имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, как имеющий отдать во всем отчет.

Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Сказав, какую почесть получит верный раб, Господь говорит теперь, как наказан будет лукавый. Если человек, которому вверено распоряжение каким-нибудь даром, пренебрегает им, не боится будущего суда и говорит в своем сердце: господин мой медлителен, то есть не тотчас вознаграждает и не скоро наказывает, и долготерпением Божиим пользуется на зло, бьет сослужителей своих, то есть соблазняет их (ибо подчиненные, замечая за начальниками дурное употребление данных им от Бога прав, соблазняются и портятся), то «и рассечет его», то есть лишит полученного им дара, и оставит его таким, каким он был. И будет он ввержен во тьму кромешную, потому что прежде своим лицемерием он обманывал других, как и между архиереями многие по сану своему только кажутся святыми; но тогда отнимется у них благодать, и они будут наказаны как лицемеры, которые кажутся не такими, каковы они на самом деле.

Глава двадцать пятая

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне, чтобы, по причине великого достоинства девства, кто не стал пренебрегать другими добродетелями. Знай же, что без милостыни, хотя бы ты был и девственник, будешь извержен с блудниками. И справедливо несострадательный и немилостивый извергается, хотя бы он был и девственник, потому что блудника одолевает естественная и неизбежная страсть, а немилостивого – сребролюбие, страсть не неизбежная и не естественная. Между тем, чем слабее противник, то есть страсть любостяжания, тем непростительнее побежденный ею, и глуп сребролюбец по тому самому, что, преодолев телесное разжжение, побеждается меньшею страстью – сребролюбием. Сон есть смерть, а замедление жениха означает, что второе Пришествие последует не скоро. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. В полночь последует вопль, говорит Господь, чтобы показать, что Пришествие Его будет неожиданно, так как в полночь мы все спим глубоким сном, но оно будет вместе и с «криком», так как во второе Пришествие вострубит труба. Светильники – это наши души, равно как и ум каждого есть светильник, горящий тогда, когда имеет елей добродетелей – милостыню. Означенные девы действительно глупы, потому что искали елея тогда, когда уже не было времени для купли. Мудрые сказали им: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас», потому что добродетели ближнего едва достаточно для его собственного оправдания, а другому какую помощь она окажет? Каждый оправдается от дел «своих», а не ближнего. Юродивые (неразумные) пошли к продающим, то есть к бедным, и это имеет следующий смысл: они раскаялись в том, что не творили милостыни и теперь только узнали, что от бедных нам нужно приобретать елей. Поэтому слова, что они ушли к продающим, чтобы купить елея, означают то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело – милостыня и как они по своему безумию грешили против этой добродетели, – но дверь была уже затворена для них. Ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания. И Господь говорит им: «не знаю вас», потому что, человеколюбивый и милостивый, Он не знает безжалостных; да и в самом деле, как знать Ему чуждых Ему и не похожих на Него? Знай также и то, что всякая душа имеет светильник и свет от Бога и что все восстанут для сретения Господа, ибо все желают встретить Его и соединиться с Ним. Но тогда как Бог дает свет и озарение, мудрые души подливают к нему елей добрых дел, а у юродивых, оставляющих светильники без елея от нерадения, они гаснут, и эти души отвергаются как не имеющие добрых дел, которые могли бы возжечь находящийся в них свет. Итак, если мы не делаем добра, то угашаем в себе свет Божий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Сказав выше, что неизвестен день второго Пришествия, Господь прилагает притчу сию, показывая, что Он придет внезапно. Ибо подобно человеку, отходящему в путь, Господь призвал рабов своих и дал им заповеди. Отходящим же называется соделавшийся для нас человеком Христос – или потому, что вознесся на небеса, или по той причине, что долготерпит, не вдруг требуя от нас, но ожидая отчета. Рабы Его – те, коим вверено служение слова, как-то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни – большие, другие – меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо какой сосуд представлю я Богу, в такой и влагает Он мне дар Свой: в малый сосуд – и дар малый, в великий – великий. Приявший пять талантов тотчас отошел и стал трудиться – такова тщательность его, что он ничего не пренебрег, а тотчас стал трудиться, удвояя принятый дар. Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив дар слова, или богатство, или власть, или, иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной своей пользе, а о пользе других и не помышляет, за что он будет и осужден. Даже если увидишь даровитого и старательного человека, но дарования свои употребляющего во зло – для своих выгод, на обманы и на предметы земные, считай его человеком, закопавшим талант свой в землю, то есть в предметах земных. Спустя много времени приходит давший свое серебро, то есть или Божественные слова, ибо «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11, 7), или всякое дарование, украшающее и прославляющее человека. «И требует у них отчета» о словеси, то есть требует отчета в полученном даре. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Обоих, употребивших на труд данное, равно хвалит господин; каждый слышит от него: «хорошо, добрый и верный раб». Под именем доброго разумеет человеколюбивого и щедрого, который благость свою простирает и на ближних. Говорится же, что оказывающиеся верными в малом будут поставлены над многим; потому что хотя и здесь мы получаем дары, но они ничтожны в сравнении с будущими благами, которых удостоятся употребившие надлежащим образом талант, принятый от Бога. «Радость Господа» означает то непрестающее веселие, коим «веселится» Бог, по словам Давида (Пс. 103, 31), «о делах Своих». Так радуются и святые о добрых делах своих, тогда как грешники скорбят и бесполезно раскаиваются о своих лукавых; радуются святые и тому, что имеют столь богатого Господа. Примечай, что и получивший пять талантов и получивший два удостаиваются одинаковых благ; значит, и получивший малое примет равную честь с получившим и совершившим великое, если данную ему благодать, как бы мала она ни была, употребит надлежащим образом. Ибо каждый ради полученного им почитается высоко в том только случае, если надлежащим образом употребил полученное. Благодарные рабы таковы и бывают, а дурной и ленивый раб отвечает иначе – так, как свойственно ему отвечать. Он называет господина жестоким, подобно тому как ныне многие из учителей говорят: жестоко требовать послушания от людей, которым Бог не вложил покорности. Ибо это значат слова: «жнешь, где не сеял», то есть кому ты не дал естественной покорности, от того требуешь покорности. Называя же господина жестоким, раб осуждает самого себя. Ибо если господин жесток, как говорит раб, то рабу надлежало более стараться и страшиться, как имеющему жестокого и немилостивого господина; потому что, если он требует чужого, то тем более потребует своего. Поэтому надлежало и тебе умножать то, что ты получил, и образовать учеников, от коих Господь потребует должного. Ибо рабу свойственно отдавать полученное, а Господу – требовать отчета от каждого. Но раб говорит своему владыке: заповедь твою нашел я жестокою, потому что ты требуешь послушания от людей, которым не дал естественного расположения покоряться слышанному; поэтому, боясь, чтобы слово наставления моего не оказалось напрасным, я не заботился о других, а только о себе. Ученики называются торжниками потому, что передают другим учение. Лихва, требуемая от них, есть исполнение учения самим делом. Ибо ученик, принимая от учителя учение, и сам пользуется им, и передает оное другим, и присовокупляет к нему еще лихву, то есть добрые дела. Итак, от лукавого и ленивого раба отнимается дар. Ибо кто, приняв дар на пользу другим, не употребляет его по назначению, тот и сам теряет этот дар; а пекущийся о других приобретает еще больше, так как ему дана будет и преизбудет большая благодать. А от того, кто не упражняется, отнимется и то дарование, какое он, по-видимому, имеет, поскольку, не упражняясь и не заботясь умножать дарование, теряет его, ибо погубил его своею леностью и небрежением. Кромешною тьмою называется место, не озаряемое божественным светом.