БЛАГОВЕСТНИК или ТОЛКОВАНИЕ Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского на СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Этот город не обращал на себя внимания потому, что был мал, но после сделался славен, потому что из него произошел Христос, ибо теперь все от концов земли приходят для поклонения сему святому Вифлеему.

Ибо из тебя произойдет Вождь.

Хорошо сказал: «из тебя произойдет», а не останется в тебе; ибо Христос не остался в Вифлееме, но по рождении вышел из него и жил большею частью в Назарете. Иудеи говорят, что это предсказано о Зоровавеле, но явно лгут и прельщают себя; ибо Зоровавель родился не в Вифлееме, а в Вавилоне. Вникни в имя его: «Зоро» значит семя и рождение, а «Вавель» – Вавилон, то есть в Вавилоне зачатый или рожденный. Но и пророчество обличает их словами: «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2). Кого другого «происхождение» и от «дней вечных», как не Христа? Он имел два исхода, или рождения: первое – изначала, искони, от Отца, второе – от дней века, начавшееся от Богородицы, во времени. Пусть же скажут иудеи, искони ли произошел Зоровавель? Но им нечего сказать.

Который упасет народ Мой, Израиля.

«Упасет», говорит, а не тиранствовать или пожирать будет. Другие, бывшие тогда цари, были не пастыри, но волки и хищники, а Христос есть Пастырь и Наставник, как и Сам говорит: «Я есмь пастырь добрый». «Народ Израиля» – так называет уверовавших как из евреев, так и из язычников, ибо Израиль значит «зрящий Бога», и потому все зрящие Бога суть израильтяне, хотя бы были из язычников.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов.

Тайно призвал их Ирод, опасаясь иудеев, ибо подозревал, что иудеи, быть может, скроют Младенца и постараются спасти Его как своего будущего избавителя. Поэтому тайно хотел погубить Его.

Выведал от них время появления звезды. То есть тщательно разведывал; потому что звезда явилась волхвам прежде рождения Господа. Так как им надлежало употребить много времени на путешествие, то звезда явилась им задолго, чтобы они могли поклониться Ему, когда Он был еще в пеленах. Впрочем, некоторые говорят, что звезда явилась им во время самого рождения его и что волхвы шли два года и нашли Господа с матерью не в пеленах и не в яслях, а в доме, когда Ему было уже два года. Но ты лучше держись вышесказанного. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце. Не сказал: о царе, а о «Младенце», потому что не терпел и имени царя, чем и показал, как он свирепствовал на Него. И, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. Не имея в себе злонамеренности, они думали, что и он говорит не злонамеренно. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними. Звезда, но распоряжению Божию, скрывалась ненадолго, для того чтобы они спросили иудеев и привели в смущение Ирода, а истина сделалась очевиднее. Но когда они вышли из Иерусалима, она опять явилась и стала руководить их. Отсюда опять видно, что это была сила божественная, а не обыкновенная звезда. Как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. И это было чудное знамение: звезда сошла с высоты и, приблизившись к земле, указала им место. Ибо если бы она показалась им на высоте, то как могли бы они безошибочно узнать место, где был Христос? Звезды занимают большое пространство. Поэтому и ты видишь луну, как будто она над твоим домом, а мне кажется, будто она стоит над моим домом, да и вообще всем представляется, что луна или другая звезда стоит над их домом. Поэтому и та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над