В.М. Острецов-ЧЕРНАЯ СОТНЯ И -КРАСНАЯ СОТНЯ-МОСКВА -ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО-Военно-патриотическое литературное объединение

К 1916 г. в стране уже оставался только призрак самодержавия. Почти вся хозяйственная жизнь страны и все органы самоуправления были в руках враждебных правительству лиц — земских и городских управ и их бесчисленных комитетов, которые якобы должны были на государственные деньги помогать фронту. Но вместо помощи готовился переворот и Царю это было хорошо известно, как и министерству внутренних дел. Между тем, правительство тратило на содержание не только ненужных, но и вредных комитетов и земств миллионы рублей. В 1916 г. около 500 миллионов. И в то же время правые организации не могли допроситься и нескольких сот в год на содержание какой-нибудь канцелярии из двух комнат.

Как действовали правые организации? В первую очередь это собрания в больших помещениях с докладами. 21 ноября 1905 г. в огромном зале Михайловского манежа в Петербурге Союз Русского Народа организовал первый публичный митинг, который собрал более тысячи человек. Митинги, выступления в раздраженной обстановке злобно настроенной толпы — в то время это был героизм. В. Г. Орлов, активный член Союза Русского Народа, служащий Московского железнодорожного узла, вспоминал в 1913 г.: «Не в залах епархиального дома, окруженный единомышленниками, а в огне революций, на митингах, среди угрожающих мне врагов, произносил я своя первые речи. С самого начала смуты я, маленький железнодорожный служащий, не раздумывая о завтрашнем дне, забыл о своей жене и семи, ничем не обеспеченных детях, и стал в ряды активных борцов с крамолой. И не остановили меня и моей деятельности те три смертных приговора, которые я получил от революционных комитетов, и то покушение на мою жизнь (на Мытищинском заводе), от которого я спасся чудом. В самый разгар мятежа на железных дорогах я первый поднял знамя служения Царю и Родине железнодорожных служащих и своей энергией и примером сплотил верных престолу, но разрозненных железнодорожников в зачатки тех союзов, которые моими же трудами превратились в настоящее время в мощные легионы, готовые каждую минуту противостоять попыткам к забастовкам... Я объехал более 30-ти губерний, везде собирая верных сынов отечества... Вся эта моя деятельность сопровождалась нападками левых газет, всячески поносивших и клеветавших не только на меня, но и на мою семью...»

Главное в это бурное время убедить, разбудить, не дать вовлечь людей в забастовку, в подпольные кружки, в террор. Активные деятели Союза Русского Народа все время на колесах, в дороге. Они создают ячейки, везут с собой литературу, организуют собрания, диспуты, доносят до людей смысл анархии, как смертельного заговора против русского народа. Кроме того, союзники организовывали чайные-читальни, в которых вели беседы с рабочими, давали им читать правые газеты. Здесь, пишет П. Булацель, «наш союз кормит бедных русских рабочих, оставшихся без заработка вследствие гнусной забастовки...»

В 1905 г. верные престолу монархисты, такие вот служащие, рабочие, торговцы, пошли в казармы и на заводы. Это они пришли к семеновцам незадолго до их отправления в Москву на подавление восстания в 1905 г. и вели там с солдатами разъяснительные беседы — кому нужно освобождать народ от его природных государей, от его православной Церкви.

И если революция была подавлена тогда, то только благодаря простому народу, объединившемуся в союзы и общества, партии и лиги.

Известно, что «несознательность» русского человека, его вера и убеждения вызвали раздражение «сознательных товарищей». Каждый раз, как обнаруживалось, что русский человек не желает прыгать сам в петлю революции, вся левая и прогрессивная печать дружно называла его отсталым, тупым и рабским народом.

Собрания правых всегда начинались общей молитвой, служились панихиды, молебны, устраивалась крестные ходы, с иконами и хоругвями. В деятельности правых обществ большую роль играют священники.

Сама пропаганда включала в себя критику левых с позиций православия и исторических основ русского национального самоопределения. Уже с 1905 г. для фабрично-заводских рабочих организуются религиозные чтения, лекций, беседы. Именно благодаря этому удастся привлечь на свою сторону верующих рабочих. В общественной и педагогической сфере правые организации также сумели сделать немало, если учитывать постоянное противодействие администрации. На юге Союзом Русского Народа организуются сельские кооперативы и ссудно-сберегательные товарищества. В центральных областях — кассы взаимопомощи. В Петербурге — ремесленная школа, несколько общеобразовательных. В Аккермане до сих пор стоит чудом уцелевший памятник погибшим в русско-японскую войну уроженцам аккерманского уезда и герою солдату Рябову, замученному японцами. Этот памятник сооружен на средства русского народного Союза имени Михаила Архангела. Кроме того, возводили церкви, часовни. На Ходынском поле в 1907 г. был заложен на средства почетного члена Русского Монархического Собрания И. А. Колесникова «Храм — памятник Русской скорби», посвященный памяти убиенного Каляевым, Савинковым и Евно Азефом Великого князя Сергея Александровича и вместе с тем предназначенный для увековечения верных долгу, присяге и родине царских слуг, убиенных злодеями. Правые организации создавали рабочие артели, как скажем в Одессе — судовых рабочих и железнодорожников, не допускавших забастовок на железных дорогах. Забастовочная волна 1906-1907 гг. захлебнулась именно из-за того, что встретилась с организованным Союзом, антизабастовочным рабочим движением. Уже на II съезде Монархических партий в апреле 1906 г. провозглашалось, что борьба с пьянством есть важнейшая задача правых партий. При С. Р. Н. основываются Братства трезвенников. Они возникают при церковных приходах и являются отделами Союза. Они появились во всех городах. Их деятельность проходит под знаком возрождения русского народа. Издавалось много брошюр, листков, воззваний. В одной прокламации говорится, что революционеры — «орудие в руках таинственной, но грозной силы, которая преследует цели, не имеющие ничего общего с благом народным... Для достижения этих целей необходима была смута, революция: для революции нужна была грубая сила, «пушечное мясо», и таким «пушечным мясом» в руках господ, добивающихся власти и новых прав, явился темный рабочий люд» (1906 г.). В Одессе на средства Союза Русских людей содержалась мужская гимназия, в которой воспитание шло в религиозно-патриотическом духе. А также женская учительская семинария, женское профессиональное училище и две начальные школы. Общее число обучающихся — 420 человек. Школы С. Р. Н. открываются и в Петербурге, и в Москве, и в Белостоке и др. городах. Кроме того, Союзом организовываются приюты для беспризорных детей и для детей из бедных семей. Так, при газете «Земщина» (Петербург) имелся лазарет на 15 человек.