И. В. Олейник, В. А. Соснин-ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА: КАК -ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕЕ ВЛИЯНИЮ-Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная

Во избежание недоразумений сразу уточним, что не все секты являются тоталитарными по методам своей деятельности. Напомним, что согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля секта — это «братство, принявшее свое, отдельное учение о вере». Понятие «секта» связано с отступлением меньшинства от догм (вероучительных правил поведения), принятых большинством в основных мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме, иудаизме).

Любой культ несет веру в «нечто хорошее», но граница между тоталитарными сектами и сектами, скажем так, условно «не тоталитарными» существует объективно. Порой она кажется довольно размытой и субъективно устанавливаемой. Человеку, поверхностно знакомому с духовно-нравственными критериями поведения (заповедями и догматами), диктуемыми основными мировыми религиями, трудно разобраться в истинности или ложности предлагаемого вероучения и, следовательно, адекватно оценить потенциальную опасность для своего физического и психического здоровья от вступления в секту. Это позволяет тоталитарным сектам маскироваться под традиционные конфессии, оспаривать точку зрения на себя как на тоталитарную секту, представлять противодействие тоталитарным сектам как нарушение прав на свободу совести и т. д. Тем не менее если отчетливо наблюдается совокупность известных признаков тоталитарности, то можно и нужно говорить об асоциальной направленности, деструктивности данного культа. Главное при выделении признаков тоталитарности — это сравнение методов деятельности секты с методами деятельности основных религиозных конфессий.

Можно выделить ряд признаков в деятельности секты, позволяющих назвать ее тоталитарной.

К неспецифическим (вторичным) признакам относятся:

1) мимикрия — подстраивание под одну из мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) с использованием ее символики и терминологии;

2) претензия на самую современную и учитывающую так называемые «самые последние достижения науки» интерпретацию положений Евангелия, Библии, Корана или Махабхараты;

3) весьма сильно выраженная для сколько-нибудь внимательного наблюдателя коммерческая направленность деятельности.

Специфическими (основными) признаками являются: -1) сокрытие адептами секты условия полного и безоговорочного подчинения верующих дисциплине организации; отсутствие у новообращенных информированного (осознанного) согласия на методы контроля сознания, которые будут к ним применяться. Для противозаконного формирования абсолютной зависимости верующих от секты тоталитарные культы прибегают к духовно-психологическому насилию; 2) использование руководящим звеном секты методов психического воздействия (так называемого зомбирования) и психотропных средств, в результате чего у последователей происходит и сохраняется искажение восприятия собственных социальных связей как с близкими и родственниками, так и с обществом в целом. Главное — это разрушение личности верующих, вытравливание их индивидуальности и воспитание в них крайней нетерпимости к взглядам среды, не относящейся к секте; 3) требование публичности исповеди верующего или (при формальном декларировании принципа соблюдения тайны исповеди) системное доведение до руководства секты информации, полученной на исповеди (тотальное доносительство); 4) высокая степень конспиративности деятельности руководства секты от участников, находящихся на нижестоящих уровнях иерархии (под предлогом того, что они еще не прошли достаточное количество ступеней посвящения в таинства культа), и, уж тем более, от людей из «внешнего» мира; 5) стремление лидеров секты к незаконному обогащению через злостное уклонение от уплаты налогов государству и фактическую обязательность пожертвований (в то время как традиционные религии предполагают добровольность и посильность пожертвований). Для достижения своих целей представители секты часто стравливают супругов, вызывая их на развод с разделом имущества, управляют конфликтом родителей и детей в свою пользу, стремятся взять опеку над несовершеннолетним ребенком новообращенного; 6) претензии лидеров культа на обладание окончательной и непререкаемой Истиной. Все, кто не принимает лидера секты как носителя истины в последней инстанции, объявляются «демонами», «слугами сатаны» или «заблудшими» людьми, не достойными «спасения» (причем с соответствующими проклятиями и обещаниями скорой мучительной смерти от неизлечимых болезней);