Оганезова М.А.-О КНИГЕ ПАВЛА РОГОЗИНА -«ОТКУДА ВСЕ ЭТО ПОЯВИЛОСЬ?»-Содержание-Введение-Глава I Немного о небесном

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда,

пока не отдашь и последней полушки.

Лк. 12:59.

Читая главу книги Павла Рогозина «Молитвы за умерших», остается только удивляться тому, что человек, старающийся продемонстрировать свое безграничное уважение к Священному Писанию, на первых же страницах своей книги заявивший о стремлении «держаться всецело Слова Божия и во всех спорных случаях предоставлять последнее и заключительное слово Священному Писанию»164 может с такой потрясающей легкостью игнорировать те свидетельства Священного Писания, которые ему неудобны. Например, пытаясь изложить учение Православной Церкви о необходимости молитв за умерших, Рогозин пишет: « …она (Церковь – М.О.) тщетно старается «подкрепить» свое толкование еще другими соображениями, как-то: «пока не свершен окончательный Страшный Суд над умершими» - возможна перемена, нужно только чтобы кто-нибудь об этой перемене позаботился… Души умерших «всегда живы» у Господа, а посему ту любовь, которую мы питаем к умершим, любовь, которая никогда не прекращается», мы должны проявить в молитве за умерших… . Наши умершие братья, учит православная церковь, почти все согрешили «грехом не к смерти», а потому сказано: «молитесь друг за друга», «и Бог даст ему жизнь» (Иак. 5:16, 1Ин. 5:16). «вот мы, православные христиане, молимся за них…» - учит церковь.

Что же говорит по этому поводу Святое Писание? (выделено нами. – М.О.)»165 Переход к последнему вопросу изумляет своей логической непоследовательностью: складывается впечатление, что ни послание ап. Иакова, ни Первое послание ап. Иоанна Рогозин в Святое Писание не включает. Автор, видимо, рассчитывает также на мизерность знаний текста Св. Писания его читательской аудиторией: авось никто не заметит, что мысль о Боге, перед лицом Которого нет мертвых, отсылает нас к следующим словам Христа: «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38), а мысль о вечности любви - первому посланию к Коринфянам ап. Павла (1Кор. 13:8). То, что автор никак не комментирует эти новозаветные цитаты, хотя, перефразировав, приводит их, в очередной раз вынуждает нас сделать вывод о тенденциозности работы Рогозина с текстом Священного Писания.

В основном, пытаясь аргументировать невозможность молитв за умерших и невозможность перемены посмертного состояния человека, Павел Рогозин ссылается на притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)166. Также Рогозин пишет: «в вопросе спасения каждый человек ответственен сам за себя.

Наши молитвы, какими бы они сильными ни были, недостаточны, чтобы спасти нас самих. Как же могут они содействовать спасению других?»167, «мысль о том, что «для умерших нет пока окончательного суда», ни на чем не основана»»168. Остановимся на этих доводах. Прежде всего, притча о богаче и Лазаре рассказана Христом во время Его земной жизни, то есть до страданий и Крестной смерти, до того, когда Христос сошел душой во ад и проповедовал находящимся там духам: «…Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…» (1Пет. 5:6), чтобы «…и мертвым было благовествуемо»(1Пет. 4:6), «…Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Притча о богаче и Лазаре описывает состояние умерших до Искупительного подвига Христа, после которого ситуация изменяется радикальным образом169. «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6). Если бы никакое изменение состояния душ человеческих после смерти было бы невозможно, то и проповедь Христа во аде была бы бессмысленна. Действительно: каждый человек несет личную ответственность за свою жизнь и свои поступки, но это не отменяет необходимости взаимных молитв друг за друга. О том, что апостолы сами молились о спасении своих сотрудников свидетельствует, например, такая молитва ап. Павла об Онисифоре: «да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2Тим. 1:18). На связь молитвы христиан «за всех человеков» (а не только живых), и спасения указывает ап. Павел: « Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись (выделено нами. – М.О.) и достигли познания истины» (1Тим. 2:1-4). О силе и дерзновении молитвы пишет ап. Иоанн: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него» (1Ин. 5:14-15, см. тж.: Иак. 5:15-18). Далее апостол наставляет молиться за «брата своего согрешившего грехом не к смерти»: «пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1Ин. 5:16). Как видим, взаимные молитвы составляют неотъемлемую часть христианской жизни. Священное Писание не позволяет нам согласиться с Павлом Рогозиным, что взаимные молитвы христиан друг за друга не могут содействовать нашему спасению170. Учение о том, что лишь Страшный Суд, на который предстанут и живые, и мертвые - «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1Пет. 4:5) - будет окончательным, а до него в участи умерших еще возможна перемена, основано на свидетельстве Священного Писания. О том, что умерший после смерти предстает на суд, пишет ап. Павел: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Очевидно, что апостол не полагает продолжительного промежутка времени между смертью и судом, а значит, речь не может идти о Страшном Суде, время которого нам неведомо: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36; см. тж.: Мф. 24:42). Если бы состояние душ после смерти не могло измениться, то всеобщий Суд, который совершится не только над живыми, но и над умершими (Деян. 10:42), был бы излишим. В возможности отпущения грехов и после смерти убеждает нас также то, что «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9). Ему «дана… всякая власть на небе и не земле» (Мф. 28:18), Он имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18), Его же слова дают нам основание веры в возможность осуществления такой перемены: «…если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32), «сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» (Лк.12:59) «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:34-35). Церковь есть, прежде всего, Тело Христово: «…мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5); «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:13), «…вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 13:27). Ап. Павел, говоря о Церкви как о Теле Христовом, подчеркивает связь Ее членов друг с другом: « дабы …все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:25-26). Господь воплощается и претерпевает смерть «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14). Как видим, Новый Завет свидетельствует о том, что сошествие Христа во ад явилось победой над царством дьявола и освобождением его пленников; свт. Иоанн Златоуст пишет: «ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умервщлен, низложен, связан»171. Смерть отныне – не окончательная участь человека, так как она побеждена Присносущной Жизнью. Смерть члена Церкви не разрывает Ее единства, к Церкви принадлежат и все усопшие православные христиане, до тех пор, пока не совершен последний Страшный Суд172. Живые и умершие члены Церкви связаны духовным союзом, а потому молитва за умерших так же жива и действительна пред Богом, как и молитва за живых. Примеры молитв за умерших мы находим в Св. Писании: 2Мак. 12:39-49, а также кн. Вар. 3:4-6. Поминовение живых и усопших за Литургией имеет в Православной Церкви глубокое богословское осмысление: Жертва Христа, принесенная в определенную историческую эпоху на Голгофе, по своему сотериологическому содержанию вечна, вневременна и внепространственна: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Ин. 2:2). Христос всегда пребывает со Своей Церковью, Лично присутствуя во Святом Духе: «…Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Евхаристия не есть повторение Жертвы Христовой, но множественное ее преломление в жизни Церкви173. Евхаристия как Жертва приносится в память и оставление грехов не только живущих, но и усопших христиан, соединяя всех верных – живых, святых, усопших – в единое Тело во Христе174. В заключение данной главы заметим, что молитвы за умерших были общей практикой древнеапостольской Церкви, что подтверждают тексты первых чинопоследований литургий, надписей на захоронениях христиан, молитв. Например, в литургии ап. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского (умер ок. 63г.) читаем: «Еще помянути сподоби, Владыко, …и всякую плоть, юже помянухом и юже не помянухом. Тамо их упокой, в стране живых, во Царствиии Твоем, в наслаждении рая»175.