Иван Андреевич Орлов -ТРУДЫ МАКСИМА -ИСПОВЕДНИКА ПО РАСКРЫТИЮ -ДОГМАТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ -О ДВУХ ВОЛЯХ ВО ХРИСТЕ-/-Вместо

5 Т. I, col. 85, 90, 95, 133.

6 Т. I, col. 135, 130.

7 Т. I, col. 89, 96 KZ'.

8 Т. I, col. 171 – 180. 9 Т. I, col. 193–202. 10 При втором допросе Максима, происходившем в 655 году в Константинополе, Максим показал, что ему 75 лет (Т. I. col. 128 ИГ'); следовательно, он родился в 580 году. 11 Tom. I, col. 69 В'. 12 Сравни Mansi, t. X, pag. 759. Nota S. Binii: «Litteris philosophicis atque theo–logicis egregie excultus (т. е. Maximus)». 13 Op. Max., t. I, col. 1048 ?\ 14 Op. Max., t. I, col. 68. 15 Op. Max., t. I, col. 72. 16 Точной даты относительно времени удаления Максима в монастырь установить невозможно. А если неизвестный переводчик «Жития Максима Исповедника», помещенного в «Православном Собеседнике» за 1857 год, прямо, не приводя никакого основания, указывает на 631 год, как на год удаления в монастырь, то на это показание и должно смотреть не иначе, как на более или менее правдоподобное. Приблизительно о времени удаления в монастырь можно судить при соображении следующих двух обстоятельств. С одной стороны, обстоятельством, приведшим Максима в монастырь, наряду с природной склонностью Максима к уединению послужило, по словам жизнеописания (col. 72 ?'), усилившееся к тому времени монофелитство, грозившее Церкви серьезными бедствиями. А подобное положение монофелитство занимало лишь с 631 года, со времени возведения Кира на александрийскую патриаршую кафедру; до этого времени большого значения оно не имело. Отсюда – удаление Максима в монастырь едва ли может быть отнесено ко времени до 631 года. С другой стороны, в 633 году мы застаем Максима уже в Александрии, куда он явился не сразу по удалении из монастыря, как увидим потом. Отсюда – вступление в монастырь произошло не позднее 632 года. При сопоставлении Двух граничащих обстоятельств выходит, что удаление от двора и вступление в монастырь произошло в 631 или 632 году. 17 Op. Max., t. I, col. 72 – 73 ?'. Некоторые довольно любопытные черты монашеского идеала Максим сообщает в «???????? ???? ??????» [Главы о любви], t. И, col. 960 – 1072. Смотри, например, col. 1042 – 1044,1001 ??', 1014 ??' и ??', 1057 ??', 1029 ??', 981 ??', 973 ??', 1020 ??', 1128 S, 1150 и др. 18 Когда именно Максим сделался аввой монастыря, об этом ничего определенного сказать невозможно за отсутствием всяких данных. Нельзя сказать даже и того, что во время путешествия в Египет Максим был уже аввой. Несомненно лишь только то, что Максим был аввой раньше Пирра, а этот последний был его преемником. Об этом можно судить на основании показания самого жизнеописания, по которому Максим сделался аввой монастыря «по смерти своего предшественника». Под предшественником здесь никак нельзя разуметь Пирра. В данном случае достойны внимания слова, обращенные Пирром к Максиму в начале диспута: «Кто уважал тебя так, как мы, даже не зная тебя в лицо?» Если не предполагать, что Максим вскоре же, еще до времени путешествия в Александрию, сделался аввой монастыря, то нужно будет допустить, что звание аввы было возложено на него в его отсутствие. По крайней мере, ниоткуда не видно, чтобы Максим вернулся в монастырь. Отсюда–то и становятся вполне понятными вышеприведенные слова Пирра.