Kniga Nr1247

И по самому содержанию пророчества можно разуметь под чистой жертвой, указанной в нем, не иное что, как Евхаристию. Ибо в пророчестве говорится о такой жертве, какой прежде не было. Поэтому нельзя разуметь здесь такой жертвы духовной, о какой, например, говорит псалмопевец Давид: Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (Пс. 50,19).

Пророк говорит о жертве видимой, внешней, которая противополагается жертвам иудейским и которою будет прославляться имя Божие во всех странах. Он говорит о жертве богоугодной, чистой — какая же это богоугодная, чистая жертва? Если сказать: жертва единая, умилостивляющая Бога за грехи всего мира, та, которую Иисус Христос в Самом Себе принес на Жертвеннике Крестном, — то это будет несогласно со словами пророчества. Сия искупительная жертва принесена в одном месте, на Голгофе; а пророк говорит о такой чистой жертве, которая будет приноситься имени Божию на всяком месте.

Явно, что эта жертва, заменившая ветхозаветные жертвы в новозаветной Церкви Христовой, есть Евхаристия. И самое именование, каким называется эта жертва по-еврейски, указывает на бескровную новозаветную жертву — Евхаристию. Ибо у пророка «жертва» выражается таким словом, которое означает жертву, приготовляемую из чистой пшеничной муки, или жертву бескровную 52 .

Святая Церковь Христова, сущая по всем странам мира, во все времена свидетельствовала и доныне свидетельствует свою веру в истину, предсказанную в Ветхом Завете, на самом деле оправданную Иисусом Христом и преданную ей от апостолов. В доказательство тому, что Евхаристия есть жертва Богу, приведем здесь несколько свидетельств древних Отцов и учителей Церкви.

Священномученик Игнатий Богоносец, увещевая верующих не отлучаться от общественного собрания, в котором приносилась бескровная жертва, писал: «Никто да не обманывается. Если кто не будет внутри жертвенника, лишается хлеба Божия 53» . «Старайтесь пользоваться одной Евхаристией, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа, и одна чаша по единству Крови Его, один жертвенник, как и один Епископ54» . «Итак, все сходитесь в храм Божий, как к одному жертвеннику, как к одному Иисусу Христу, от одного Отца пришедшему» .

Святитель Ириней Лионский пишет: «Иисус Христос, давая ученикам Своим совет приносить Богу начатки Его творений не потому, что Бог имеет нужду в чем-либо, но для того, чтобы сами они не были бесплодными и неблагодарными, берет хлеб от твари и, возблагодарив, говорит: Сие есть Тело Мое. И подобно чашу с вином от такой же твари, как и мы, назвал Своей Кровью и научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь, приняв от апостолов, по всему миру приносит Богу, подающему нам пищу, как начатки Его даров в Новом Завете.

Это предсказал Малахия, один из двенадцати пророков: Нет воли Моей в вас, говорит Господь Саваоф и проч. (Мал.1, 10—И). 

Чем ясно показал, что хотя первый народ (т.е. иудейский) перестанет приносить жертвы Богу, но будет приноситься Ему жертва на всяком месте, и притом чистая, и имя Его будет прославляться между язычниками 55» . «Итак, поскольку Церковь приносит в чистоте, то дар ее справедливо приемлется у Бога, как чистая жертва. Ибо мы должны приносить жертву Богу и во всем оказываться благодарными пред Создателем, принося начатки творений Его с чистою мыслью и верою без лицемерия, с твердою надеждою и горячей любовью. А иудеи такой жертвы не приносят, ибо руки их полны крови. Они не приняли Слова, через Которое приносится жертва Богу; не приносят также и все сборища еретиков 56» . Святой Иустин Мученик говорил: «И приношение пшеничной муки, которую велено приносить за очищаемых от проказы, было образом хлеба Евхаристии, который освящать повелел Господь наш Иисус Христос в воспоминание Своего страдания». За сим приводит св. Иустин пророчество Малахии (1, 10—11) и далее говорит: «Он, сказав сие, предсказал то, что мы, язычники, приносим Богу жертвы на всяком месте, то есть приносим хлеб Евхаристии и чашу Евхаристии. И мы имя Его прославляем, а вы оскверняете 57» . Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал: «Кровь Христова не приносится, если нет в чаше вина, и освящение жертвы Господней совершается неправильно, если приношение и жертва не будет соответствовать страданию. Ибо если Иисус Христос, Господь и Бог наш, Сам есть великий Священник Бога сперва Самого Себя принес в жертву Отцу и заповедал делать сие в воспоминание о Нем; то явно, что тот священник истинно представляет Христа, который подражает тому, что сделал Христос. И он тогда лишь приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу, когда приносит так, как приносил Сам Христос» 58. Святитель Григорий Нисский учит: «Располагающий все Своею властью не ожидал определения Пилата, но тайным, невидимым для людей образом священнодействия принес Самого Себя в приношение и жертву за нас. Он Священник и вместе Агнец Божий, взявший на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Когда Он сделал это? Когда собранным ученикам дал в пищу Свое Тело и в питие Кровь; тогда ясно открыл, что совершилось жертвоприношение Агнца» 59.