Kniga Nr1247

51. Из них некоторые предложены будут ниже в этой же беседе, например, свидетельства св. Иринея, блж. Августина, св. Иоанна Дамаскина.

52. Хотя вообще это слово означает «дар» (Быт. 32: 14, 19, 21; 43:11, 15, 25 и др.) и «жертвоприношение» (Быт. 4: 3, 5), но в более узком смысле — «жертву бескровную», и противополагается жертве кровной, или закалаемой (см. Лев. 2, 1—6; 6, 7 и сл. 7, 9).

53. Послание к ефессянам, гл. 5.

54. Послание к филадельфийцам, гл.4.

55. Послание к Магн. гл.7.

56. Против ересей. Кн. IV. Ч. XVII. Гл. 5.

57.Против ересей. Кн. IV. Ч. XVIII. Гл. 4.

58. Dialog, cum Triph. n. XLI. 59. Письмо LXIII. 60. Orat. 1. in Christi resurrect. 61. In Epist. ad Hebr. cap.X Homil. XVII. n. 3. 62. Точное изложение православной веры. Ч. IV. Гл. 13. 63. См. выше в беседе 15, где сии свидетельства предложены полнее. 64. В молитве Литургии свт. Иоанна Златоустого, читае мой священником во время пения Херувимской Песни. БЕСЕДА ШЕСТАЯ Свойства бескровной жертвы, и ее приношение за живых и умерших. Видели мы, братия, в предложенной пред сим беседе, что Евхаристия есть истинная жертва, что Сам Иисус Христос невидимо приносит в жертву Свое Тело и Кровь, хотя внешне совершается Таинство через служителя Божия. Видели мы также, что эта жертва имеет существенное отношение к жертве крестной, потому что здесь приносится в жертву истинные Тело и Кровь Иисуса Христа и потому что сия жертва приносится в воспоминание крестной жертвы и заимствует от нее свою силу и плодотворность, как древо от своего корня. Ныне, во славу Христа Спасителя и Бога нашего, раскроем свойства этой жертвы и в особенности ее приношения за живых и умерших. Ветхозаветные жертвы, прообразовавшие одну великую жертву, закланную на Голгофе, можно отнести к четырем видам, каковы: жертва всесожжения, которою означалась готовность жертвовать собой Богу и воздавалось Ему хваление и поклонение как верховному Владыке всех тварей; дар бескровный в благодарность за полученные благодеяния; жертва мира, которой испрашивали у Бога благоволения, укрепления в исполнении обетов, мира и спасения; и жертва умилостивительная, которой испрашивалось прощение в соделанных грехах. Иисус Христос как Первообраз всех ветхозаветных жертв в Своем земном служении, в Своем крестном жертвоприношении совершеннейшим образом осуществил все означенные виды преобразовательных жертв. Сим служением Богу Отцу Иисус Христос прославил Его так, как мог прославить только Единородный Сын Божий — Богочеловек. Ибо Он исполнил Божии определения о Себе во всей полноте: возвестил имя Божие людям учением и чудесами, открыл им Его волю, в точности соблюл Его закон, и Своими страданиями и крестной смертью закончил и заключил Ветхий Завет. Через эту жертву исходатайствовал Он у Бога мир и благоволение всему роду человеческому и стал вечным Первосвященником, «Ходатаем к Отцу» и «умилостивлением за грехи всего мира» (1 Ин. 2,1-2). Бескровная жертва, или Евхаристия, установлена Господом для воспоминания о Нем (Лк. 22, 19), о Его страданиях, смерти и всех благодеяниях. Сия жертва тоже имеет свойства, подобные тем, какие имел первообраз ее — жертва крестная. Совершая бескровное жертвоприношение, Церковь Христова приносит Богу как верховному Владыке всего мира истинное поклонение и хваление, благодарение, прошение и умилостивление. Спаситель учил: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Чего бы ни попросили у Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 15, 16). Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 4—5).