Осипов А.И.-КТО ТАКОЙ БОГ?-ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА ПО ОСНОВНОМУ БОГОСЛОВИЮ,-ПРОЧИТАННАЯ В СРЕТЕНСКОМ ВЫСШЕМ

Мы найдем что угодно, и самое высокое из этого что угодно, что он справедливый Судья, что он Правда, что он Истина, что он Разум. К этому приходили и отдельные философы, и отдельные религии. Но о том, что Бог есть Любовь, и только Любовь, не говорил до Христа никто. И кстати, Откровение со всей силой настаивает на том, что Бог есть Любовь, Евангелие от Иоанна, послания апостола Иоанна Богослова.

Вы знаете, существует у нас одна из комиссий, которая занимается диалогом с мусульманами Ирана. И на заседании прошлым летом рассматривали вопрос о человеческих добродетелях и о Боге, и, вы знаете, это было интересно слушать. Мусульмане, один за другим, говорят, что высшая человеческая добродетель - это справедливость. Мы сказали: "Если самый справедливый, то это же компьютер. Даже и человеком не нужно быть, чтобы быть совершенно справедливым. И разве вы не обращаетесь к Аллаху: "О, всемилостивый и милосердный Аллах!". Они говорят: "Да, милосердный, но Судья. Да он судит, но он судит справедливо. И в этом проявляется его милосердие. Но высшее - это есть справедливость".

Я привожу этот пример, потому что вы действительно не найдете в истории религиозного сознания учения о Боге-Любви. Не найдете потому, что Божественного Откровения такого не было, это самое главное. Его не было потому, что мы исказили само понятие любви. В человеческом лексиконе "любовь" обозначает: всепрощенчество, отсутствие наказания, то есть делай что хочешь, вот что по-человечески обозначает "любовь". Мы другу все прощаем, а того, кто нам неприятен, мы цепляем за каждую ерунду. У нас извратилось понятие любви. Христианство же возвращает нам это понятие.

Что такое христианская любовь? "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Под любовью разумеется жертвенность. Но жертвенность не слепая. Посмотрите, как Христос реагировал на зло: "Змеи, порождения ехиднины". Берет кнут и выгоняет из храма, опрокидывает даже скамьи. Мне вспоминается один эпизод из книги архиепископа Симеона Тянь-Шанского, когда ему было лет 14-15: "Я какую-то книжку взял, а там картинки, на которой кони спаривались. И вдруг мать увидела. Я никогда не видел у нее такого гнева. Она была очень добрая и мягкая. С каким гневом она выхватила и выбросила эту книгу. Я впервые увидел, что такое гнев любви". Он на опыте узнал, что это такое. Люди не знали, что такое гнев любви. Под любовью разумели только благость. А если это благость? То раз Бог есть Любовь, тогда делай что хочешь. Вот как извращенное человеческое сознание понимает то, что Бог есть Любовь.

Христианское учение о Боге-Любви, конечно, полностью понималось и воспринималось Святыми отцами. Однако это святоотеческое восприятие и понимание - что если Бог есть Любовь, то Он более ничто не есть, Он есть именно Любовь - это понимание оказывается психологически недоступным для ветхого человека. Поэтому мы видим, как даже в истории христианства это учение постепенно принижалось, искажалось.

Самый яркий, мощный пример - это католическое учение. Ансельм Кентенберийский, этот из великих схоластов в своем учении, которое названо "юридическим учением", все разложил по полочкам. Оно сводится к непрерывной судебной тяжбе между Богом и человеком. Эти тяжбы, в основном, не в пользу человека, но иногда и в пользу человека. Какие отношения между Богом и человеком? Любви? Нет, суда. Сделал зло, ты должен принести удовлетворение суду Божию, ты оскорбил Божество. Оказывается, Бога можно оскорбить. Следовательно, если можно Его оскорбить, значит это самое страдающее Существо из всех, которые мы знаем. Мы друг друга обидели, оскорбили, ну примирились и все. А Бог непрерывно оскорбляется грехами человеческими. Содрогается непрерывно от гнева на этих грешников. Какой там Бог-Любовь. Это судья. Отсюда изобретено дикое учение о заслугах человека. Это ужас, мороз по коже. Более того, о сверхдолжных заслугах, которые может иметь человек перед Богом. Это учение об удовлетворении, учение о чистилище. Это все прямо вытекает из искаженного учения о Боге.

Ну, а если Бог есть Любовь, то как же понять эту Любовь? Скорби человеческие бывают. Да. Разве за грехи человеческие не бывает воздаяния? Бывают, еще как. Мы на личном опыте это можем видеть. А на опыте других мы это видим сплошь и рядом. И само Священное Писание говорит о воздаянии. Что же все это значит? Перепутали. Когда эти факты оценивали как наказание Божие, то есть как месть Божию за грехи, то перепутали очень важные вещи. Все католическое учение сводится к доктрине "око за око и зуб за зуб". Забыли, что такое естественное следствие нарушения духовных законов, которые являются первичными в нашей жизни. Кто наказывает наркомана, кто наказывает того, кто выскакивает со второго, с третьего этажа, когда ему говорят: "Сходи по лестнице"? И он ломает себе руки, ноги. Кто его наказывает? Кто наказывает пьяницу? Это же не месть Бога, что он становится поломанный, исковерканный телесно, душевно. Это не месть Бога.

А Бог, напротив, что делает? Предупреждает. Все заповеди Божии являются предупреждением. Если хотите, можно выразиться так: Бог молит нас, людей, как Любовь, не делайте так - с вами же будет плохо. Не прыгайте с этажа, сходите по лестнице. Помню, в детстве мне мама сказала, что на морозе нельзя лизать железную ручку. Как только она отвернулась, я тут же лизнул. Был великий вопль, не помню, но как-то все-таки от ручки меня оторвали. Но я запомнил. И потом, когда я вырос, стал преподавать, я понял: до чего же хороший пример. Теперь я понял, что такое заповеди Божии. Меня маменька тут не наказывала, не она прилепила язык к этой железной ручке, а я прилип. Она меня предупреждала не делать этого, и верно предупреждала. Вот мы поняли, что такое заповеди Божии. Поняли, что такое последствие греха. Что это - не месть Бога. Бог остается Любовью, как Любовь, предупреждает заранее и говорит, ибо Бог снизошел до креста, и, я думаю мы можем сказать, умоляет нас: "Не делайте так, ибо за этим непременно последуют ваши страдания, ваши скорби". Мы просто не знаем этих законов духовной жизни, и поэтому нет такой непосредственной реакции, вот я кого-то обманул и мне тут же по затылку хлоп. Нет, такого не бывает, никто мне по затылку не бьет, только потом через какое-то время, если я внимательный, увижу, что и меня надули, только в десять раз крепче, чем я обманул. Говорит Бог вот так: "Не смотри такими глазами, как плошки вращаются, будет плохо, предупреждаю, не смотри". Нет, невозможно. Потом, кто страдает? Сам человек страдает, потом не знает, что делать… Вы видите, перепутали. И это постоянное заблуждение, к сожалению, глубоко укоренившееся, что Бог мстит, выражается другим словом: наказывает. Отсюда что возникает? Сколько раз происходит в жизни, я думаю, что и у вас бывало. Когда люди начинают возмущаться кем? Богом. Бунтуют против Бога: "Что, я самый грешный? Что мне так?". То кричит, что дети рождаются плохими, то у него сгорело что-то, то дом, то дела и так далее. И только и слышно: "Что, я самый грешный? Вон хуже меня, и они ничего". Доходит до богохульства, до проклятия Бога, отвержения Бога. А откуда проистекает все? Из этой ложной идеи, против которой христианство выступило, объяснило: Бог никого не наказывает. Никому не мстит. Он есть никто иной, как величайший Врач, который готов помочь даже тогда, когда человек выпрыгивает с третьего этажа. Опять стоит здесь, не оскорбляется этим. Мы Бога оскорбить не можем. Он выше наших оскорблений. Помните в Апокалипсисе замечательные слова: "Вот, Я стою при дверях и стучу, и кто откроет Мне, к тому Я войду и с ним буду вечерять, пировать". Оказывается вот какое христианское учение о Боге. Он есть Любовь. Не может быть никем другим. По этому вопросу есть замечательное высказывания у святых отцов. Есть в Добротолюбии, в параграфе 150 из наставлений преподобного Антония Великого, где он говорит, что сказать, будто Бог гневается на грешника - это равносильно тому, что сказать: солнце скрывается от лишенного зрения. То есть лишенный зрения говорит: "О, солнца нет". Не солнца нет, а ты слепой. Не Бог гневается, а ты уродуешь себя своими грехами. И потом при этом еще обвиняешь Бога. Как я бы мог маменьку обвинить за то, что прилип языком к железной ручке на морозе? Вот это очень важно понять. Даже для духовной жизни это огромное значение. Все мы имеем опыт, хотя бы элементарный. Когда человек согрешит, то у него сразу же отторжение от Бога. У него с Богом натянутые отношения. Почему? Мысль такая: Бог против меня. Никогда Бог не бывает против нас. Первым в рай вошел разбойник. Бог всегда есть Любовь и только Любовь. Мы своими грехами отторгаемся от Бога. Апостол Иаков поэтому и пишет: "Бог не искушается и не искушает никого. А мы, увлекаясь своими грехами и страстями, мы, обольщаясь своими похотями, мы приносим себе вред, страдание, а не Бог". Итак, основной характеристикой христианского понимания Бога оказывается, что Бог есть Любовь. Из этого понимания открывается и весь смысл учения о Боге Троице. Недаром есть выражение: кто видел Троицу, тот видел Любовь. Да, мы понимаем, что открылась великая истина, что Бог единый по существу триипостасен. Оказывается, нам дано некое ограниченное для нас понимание, что Бог в Самом Себе есть Любовь. И Он дает нам образ этой любви, ибо все мы, человечество, едины по существу. Каков должен быть характер отношений между нами? Таков, какой мы видим в Боге. Ибо Бог и есть та норма отношений, которая открывается человеку, для того чтобы человек был блажен, стал сыном Божиим, стал чадом Божиим, стал Богоподобным существом. Через приобщение Богу он и становится таковым.