Kniga Nr1268

ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Курс лекций, прочитанных в 4-м классе

Московской духовной семинарии в 1997/98 уч. году Сергиев Посад МДА 2006 СОДЕРЖАНИЕ Содержание 2 Краткий исторический обзор попыток мифологического объяснения христианства 3 1. Вопрос о происхождении христианства ………………………………...6 1.1. Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства 6 1.2. Метод мифологической школы и его основные недостатки 8 1.3. Единство человеческого духа, как одно из объяснений сходства между христианством и языческими религиями 11 1.4. Влияние христианства на языческие религии 13 1.5. Язычество как положительный религиозный процесс. Праоткровение. 16 2. Основные различия между язычеством и христианством. …………..20 2.1. Натурализм язычества и сверхестественность христианства. Вопрос об элементах натурализма в христианстве 20 2.1.1. Натурализм язычества и сверхестественность христианства 20 2.1.2. Мифотворчество в языческих религиях и историчность религии откровения 23 2.1.3 Этический характер христианства и безнравственность языческих религий 24 3. О Лице Господа Иисуса Христа ……………………………………………27 3.1. Возможность возникновения «мифа» о Христе в иудействе и язычестве 27 3.2. Исторические свидетельства об Иисусе Христе 29 3.3. «Женское божество» в языческих религиях и попытки отыскать таковое в христианстве 36 4. О Боге 38 4.1. Возможности человеческого познания ……………………………….38 4.2. Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления о Боге.……………………………………………………………………...…..38 4.3. Бог – Любовь…………………………………………………………………..39 4.4. Смысл понятия «наказание Божие»………………………….........................41 4.5. Православное учение о Боге-Троице и языческие триады (семейные, индуистская Тримурти, эллинская Геката, неоплатонические представления и др)…43 4.6. Логос -Христос и дохристианские представления о Логосе (в древнегреческой философии, у стоиков и Филона Александрийского)……………………..45 4.7. О Боговоплощении……………………………………………........................48 4.8. Спасение в язычестве и христианстве……………………………………….52 4.9. Существо жертвы Спасителя…………………………………………………64 5. Церковь……………………………………..……………………………………68 5.1. Теоцентрическое и антропоцентрическое понимания Церкви……….........68 5.2. Христианские таинства……………………………………….........................68 6. Священное Писание. Его Богодухновенность…………...……………………76 7. Священное Предание и предания……………………………..……………….76 8. Церковь и другие религии……………………………………..……………….78 9. Духовность и псевдодуховность………………………………..……………...80 10. Истинность христианства……………………………………………………81 Краткий исторический обзор попыток мифологического объяснения христианства Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что христианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а представляет людям естественный продукт предшествующего развития человеческой мысли и по своему происхождению находится в прямой зависимости не только от иудейской ветхозаветной религии, но и от религий языческих. Христианство, с этой точки зрения, является простым продолжением язычества, и все его содержание без остатка может быть сведено к заимствованиям из языческой мифологии. Не только личность Христа низводится до степени легендарной, мифической личности, но и само христианство объявляется результатом массового мифотворческого процесса. Христианство представляет собой плод синкретизма – смешения различных древних религий, – откуда оно заимствовало свои обряды, свое учение и самый образ Христа. Христианство есть, таким образом, чистое мифотворчество, не более, как своеобразное сочетание религиозных идей, мифологических элементов той эпохи. В качестве основания для такого утверждения указывается на то, что между основными догматами христианства и верованиями язычников будто бы существует значительное сходство. Так, христианство говорит о воплощении Бога, – о том же говорят и другие религии. Христианство учит об искуплении, – и в других религиях можно найти веру в искупление. Воскресение Христово – один из главнейших догматов христианства, – и языческая мифология знает богов умирающих и воскресающих. Идея мифологического толкования христианства является новой в исторической науке. В конце XVIII столетия французские «просветители» Вольней и Дюпюи впервые попытались разрешить христианство в систему мифов. Шарль Франсуа Дюпуи (? 1809), которого современные мифологи считают своим родоначальником, выпустил огромный (в трех томах) труд под заглавием: «Происхождение всех культов или всеобщая религия» (1794), в котором утверждал, что «существо, освященное под именем Христа, – это солнце... Христиане – это лишь почитатели солнца», а что «христианская религия, подобно прочим религиям, основана на почитании солнца, сохранила те же обряды, те же догматы, те же мистерии, какие были у других религий». Константин Франсуа Вольней в 1791 году издал свои «Руины или размышления о переворотах государств», где доказывал, что христиане свое учение заимствовали у буддистов, что Христос есть «перелицованный Будда», и что Евангелия в сущности являются лишь «книгами персидских митраистов и сирийских ессеев, которые сами являются лишь видоизмененными буддистами». Идеи Вольнея и Дюпюи рано проникли в Германию, но там отрицательная критическая мысль направилась несколько по иному руслу. Давид Штраус (? 1874), Бруно Бауэр (? 1882) и другие немецкие исследователи XIX столетия критически изучают новозаветную священную письменность, также объявляя ее собранием легенд и сказок, но для объяснения ее происхождения языческую мифологию привлекают весьма редко. Собственно продолжателями «просветителей» Дюпюи и Вольнея в Германии в XIX веке были иудейский ренегат Норк, писавший и под фамилией Корн, и Рудольф Зейдель. Первый в 60-х годах выпустил ряд книг о мифологии и христианстве (по теории Норка, источниками христианства были культ Митры и персидская религия), – а второй в своей книге «Будда – Легенда и жизнь Иисуса» (1897) утверждал, что Христос есть образ и подобие Будды. Идеи мифологического объяснения христианства нашли себе почву и в Англии. В 1887 году появилось анонимное сочинение «Древняя Матерь», где евангельские повествования о смерти Спасителя сравнивались с мифом о Дионисе. Особенно много писал в этом в этом направлении Джон Робертсон (? 1933). По Робертсону, вся евангельская история – не что иное, как обработка языческих мифов об умирающем и воскресающем боге. Из языческих элементов, смешанных с иудейскими, соткано и учение Спасителя; каждому пункту христианского вероучения и каждому почти факту евангельской истории Робертсон пытается найти параллель в языческой мифологии.