Kniga Nr1268

Равенство всех перед лицом рока; космополитизм (Цицерон: «Civus sum totius mundi»).

Главное отличие учения стоиков о Логосе от христианского учения в том, что стоицизм пантеистичен и его Логос безличностен. Поэтому все основные христианские догматы для стоицизма абсурдны (не потому ли Тертулиан говорил : Credo, quia absurdum est?).

Сравнить: учение о Логосе; судьбу с промыслом Божиим; идеи равенства, бесстрастия; христианский патриотизм с космополитизмом.

Промысл Божий заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное самоопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть свободно-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божии в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.

Филон Александрийский (20 г. до н.э. – ок. 49 г.), иудей

Энгельс охарактеризовал Филона как «настоящего отца христианства».

Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского «Единого» и «Блага» и вообще всякого определения. Он – Сущий, более ничего о Нем мы знать не можем. Бог познается только в экстазе. Мир чужд и противоположен Богу, он сотворен из вечной материи – косной, хаотической массы. Ветхий Завет, по Филону, богодухновенен в каждой букве. Писание аллегорично, поэтому необходимо раскрыть его подлинный смысл. Греческая философия в лице Пифагора, Платона, Зенона и др. это и делает. Она – иносказание Ветхого Завета. Логос – высший посредник между Богом и миром, совершеннейшее Его творение. Он заключает в Себе все посредствующие силы и творит ангелов, человека и мир. Он – Разум, идея всех идей, первородный Сын Божий, второй Бог, первообраз вселенной. Логос может рассматриваться трояко: как душа и связь мира, как бессамостная энергия Бога и как тварно-личностный посредник. Филон учит: о предсуществовании душ; что тело – тюрьма для согрешивших душ; что чувствительность – корень греха, и потому необходим аскетизм как средство достижения экстаза, в котором душа вновь возвращается в мир Логоса. Основные отличия учения Филона о Логосе от христианского: 1. Логос Филона – творение или эманация Сущего. 2. Филон не знает Триипостасного Бога и потому его Логос не есть Бог в подлинном смысле этого слова. Он не есть Сын Божий, равночестный Отцу. 3. Поскольку материя, по Филону, начало косное, инертное, противоположное духу и противящееся ему, то воплощение может быть только следствием грехопадения души, ее наказанием. Отсюда, для Филона, воплощение Логоса, а тем более Крест, не мыслимы, богохульны. Философия Филона явилась действительно отцом... многих ересей, в первую очередь арианской, I-IV вв. Литература Смирнов Н. Т. «Терапевты и сочинение Филона иудея «О жизни созерцательной». – Киев, 1909. Муретов М.Д. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. – М., 1885. [Флоренский. «Как известно, ни светская языческая письменность, ни письменность церковная доникейская не знали различия между словами усия и ипостасис... в философском словоупотреблении усиа безусловно приравнивалось к ипостасис. Так было даже еще в V в. по Рождеству Христову». Афанасий Великий через 35 лет после Собора утверждает, что «ипостась есть сущность и не что иное обозначает, как самое существо» (Столп... Письмо третье. С. 52. Также см. прим. 149. Так же: ЖМП. 1977. № 4. Григорий Синаит: ЖМП. 1980. № 2. С. 62)].