Kniga Nr1281

Мы живем землей, своим телом, своей душой, не духом - живем суетой. И все, что выходит за пределы нашей суеты, кажется нам пустым и незначительным. Но надо бы, пока не поздно, понять, что наши ценности прямо противоположны истинным.

Терпение

По-хорошему в этой жизни не устроишься * Благополучие вредно для нас * "Слава Богу" стало пустой поговоркой * Бог терпел и нам велел * Бог посылает скорби, потому что любит нас * Счастливые забывают о Боге * Терпеть надо умеючи * Ропот - хула на Бога * Из любого положения есть выход в Царство Небесное * Сильные терпят немощи слабых * Благодать дается смиренным * Причина скорбей - мы сами * Обижаться на Бога - безумие * Не оправдывай себя, а укоряй * Никто бы нас не обидел, если бы Бог этого не захотел * "Терпение - постоянное благодушие" * Ищите не справедливости, а милости Божьей * Сколько потерпим здесь, столько в вечности будем утешены * За всякий недуг благодари Господа *

28. Временная жизнь нам известна, что она есть искушение. Сам Христос Сын Божий нам оставил пример; чего Он не пострадал в здешней жизни? а потом Апостолы и св. мученики? (143)

Все мы обольщаемся, когда думаем, что можно в этой жизни устроиться как-то по-хорошему. По-хорошему устроиться нельзя. Временная жизнь дана, чтобы мы искусились, очистились и приготовились к вечной блаженной жизни. По-хорошему устроиться можно только в вечности, а здесь хорошо жить - значит жить по заповедям Божьим. Но это никак не предполагает земных благ и комфорта. Надеяться, что здесь все у нас будет безболезненно и благополучно, это даже и по-житейски наивно - так не бывает. Поэтому, кстати, откровенным обманом являются всякого рода коммунистические утопии. Обещания рая на земле - это самый настоящий обман. Почему же люди обманываются? Потому что им не хочется искать духовного, вечного, человек не любит Бога, не желает знать Его, желает устроиться здесь поудобнее и поосновательнее, поэтому и обольщается сладкими, но лживыми сказками.

Если хотим быть со Христом в вечности, должны и здесь идти путем Христовым. Он проложил нам его, в том числе и своими страданиями. А мы ведь под воздействием бесов воспринимаем их как нечто иллюзорное. Но это были страдания самые настоящие, Он их претерпел ради нас, чтобы мы могли войти в Царство Небесное.

Мы не любим и не хотим терпеть. Чуть ли не из-за каждого пустяка приходим в отчаяние. Хнычем из-за всего: кто-то посмотрел косо, на работе что-то не удалось, квартира тесная. А вы представьте себе, что оказались в концлагере, ваши дети - на улице, муж или жена расстреляны (не так уж давно такое случалось). И вот из этого положения "на нарах" посмотрите на свои нынешние страдания - они покажутся вам раем. Или современная ситуация: вы беженец, ночуете с детьми на бетонном полу на вокзале... У нас-то в целом обычно все нормально, а мы все злимся и непрерывно ропщем, чем, собственно, и подтверждается, что благополучие никогда никакой духовной пользы никому не приносило. Вот Бог и отнимает иногда наш комфорт, чтобы мы страданиями очищались. Нам надо Бога благодарить за страдания, а теплой жизни не просить. Она нам вредна. 29. Мы говорим, что любим, а ничего не хотим за Него принять и перенести. А что Он за нас терпел? Досаждали Ему, укоряли Его, били, плевали на Него, распяли на кресте, - Он все перетерпел нашего ради спасения. (21) Об этом мы очень часто читаем у святых отцов, но слова эти проскальзывают мимо нашего сознания. Понятно, почему проскальзывают, - потому что мы Христу не подражаем, не хотим взять на себя крест, ропщем, когда Бог возлагает на нас крест, не благодарим Его за это. Если бы стремились соединиться со Христом, то всякое посланное Богом страдание принимали бы с любовью и радостью, понимая, что это милость к нам Божья, доверие Божье. Если с нами ничего неприятного не будет случаться, то мы, из-за своей лености, из-за своего равнодушия, Богу и не помолимся. Наши слова благодарности Богу особенно холодны. "Слава Богу" стало пустой поговоркой. А вздохи "Всё не слава Богу" - безумная хула. Когда приходят скорбь, болезнь, несчастие, сердце легче открывается Богу. Он, зная нашу натуру, посылает то, что нам нужно. Если у нас все хорошо, мы духовно засыпаем, впадаем в гордость, перестаем заботиться о своем спасении. И потому Господь, как пишет преподобный Макарий Оптинский, попускает человеку вкусить горести скорбей, чтобы он имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага. Нам хорошо бы привыкнуть к той мысли, что все приятное в этой жизни временно. А мы успокаиваем себя мечтаниями, что вот сегодня хорошо и теперь всегда так будет. Вечно хорошо может быть только в Царстве Небесном. Принимая от Бога скорби, мы должны помнить, что он посылает нам их по любви Своей. Бог все обращает во благо. Но если мы творим зло, если мы сами хотим злого, то будем за это отвечать. Если один человек убил другого, то убитый умер по воле Божьей, значит, пришло время ему умереть. А вот убийца виноват, поскольку действовал по своей злобе. Не нужно думать, что если мы грешим, то на это есть воля Божья. Воли Божьей на грех нет.