Протоиерей Иоанн БАЗАРОВ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

В другом месте, где была школа пророков, одна пророческая вдова явилась с жалобою к Елисею: «Муж мой, – говорила она, – умер, теперь заимодавец хочет взять обоих сыновей моих к себе в рабы». Елисей спросил ее: «Скажи мне, что еще есть у тебя в доме?» Она отвечала: «У рабы твоей нет ничего, кроме малого количества масла, чтобы помазать голову». «Пойди же, – сказал пророк, – попроси себе у соседей твоих сосудов, как можно больше. Потом войди в дом твой с сыновьями твоими, запри за собою двери и вливай масло твое во все сосуды сии, пока не будут они полны». Она пошла и сделала так, как повелел ей пророк. И когда наполнились все сосуды, она сказала сыновьям своим: «Подайте мне еще сосуд!» Но они отвечали: «Больше нет!» Тогда только перестало литься масло из ее сосуда. Пророк же Божий сказал ей: «Поди, продай это масло и заплати долг твой; остальное же будет служить тебе с сыновьями твоими на пропитание».

Случилось, что полководец Сирийского царя Неэман заболел проказою. У жены его была в услужении одна израильтянка, которая взята была к плен при нападении сириян на страну израильскую. Раз эта девушка сказала: «Вот если бы господин мой побывал у пророка Божия, что в Самарии, он очистил бы его от проказы!» Тогда Неэман отправился с богатыми подарками в Самарию на конях и колесницах и предстал перед дверьми дома Елисеева. Елисей велел ему сказать: «Поди, окунись семь раз в Иордане!» Неэман, рассердившись на это, отвечал: «Я думал, что он выйдет ко мне, станет надо мною и, призвав имя Бога своего, возложит руки на больные места и очистит проказу. Разве река в Дамаске хуже Иордана и всех вод израильских? Не все ли мне равно искупаться в них и очиститься!» Но слуги стали убеждать его послушаться слов Елисея. «Если бы пророк, – говорили они, – потребовал от тебя чего-либо большего, неужели ты не сделал бы того? Но вот он говорит тебе: вымойся, и чист будешь!»

Неэман сошел к Иордану, погрузился семь раз в водах его – и тело его сделалось также чисто, как у здорового дитяти. Тогда он воротился назад, чтобы поблагодарить пророка. Он предложил ему подарки и сказал: «Теперь вижу, что нет иного Бога по всей земле, кроме Бога Израилева! Прими же благодарность от раба твоего!» Но Елисей отвечал: «Жив Господь, Которому я служу! Не приму от тебя ничего, иди с миром!»

Но слуга Елисеев, Гиэзий, возгорелся желанием обладать тем золотом, серебром и теми богатыми платьями, от которых отказался его господин. Ослепленный этою страстью, он догнал Неэмана и сказал ему: «Господин мой послал меня сказать тебе, что к нему сейчас только пришли два бедных пророка, он просит тебя дать им талант серебра и две перемены одежд». Неэман отвечал: «Возьми себе два таланта!», и насыпал ему серебро в мешки, дал две перемены одежд и велел слугам своим нести все это за ним. Пришедши домой, Гиэзий спрятал взятое от Неэмана и явился к Елисею. Пророк Божий спросил его: «Откуда ты, Гиэзий?» Гиэзий отвечал, что он никуда не выходил. Но Елисей отвечал: «И ты думаешь, что не ходил дух мой с тобою и что я не видал, как муж тот сошел тебе навстречу с колесницы своей? Ты взял от него серебро и думал себе купить на эти деньги виноградник, и стада, и слуг! Да пристанет же к тебе и проказа Неэманова!» И Гиэзий вышел от него, покрытый проказою, как снегом.

Раз была война между Израильским царем и сириянами, и пророк Елисей открывал царю все, что ни происходило в лагере неприятельском. Царь Сирийский, узнав, что все его планы открывает Елисей, послал войско осадить город Дафаим, где находился пророк, и велел взять его в плен. Сирияне подошли ночью к городу и обложили его со всех сторон. Раб Елисеев, встав рано утром, с ужасом увидел вокруг города целое войско неприятельское с конями и колесницами и, прибежав к пророку, с отчаянием восклицал: «Ах, господин, что нам делать?» Но, Елисей, чтобы успокоить его, помолился Господу, сказав: «Господи! Открой глаза рабу сему, да видит он!» Тогда Господь открыл рабу глаза, и он увидел, что вся гора была усеяна конницею и колесница огненная стояла подле Елисея.

47. Ассирийское пленение

Царство Израильское, совершенно развращенное нечестиями Ахава и Иезавели, было окончательно отвергнуто Богом. На престоле этого царства являлись цари один порочнее другого. Кратко было царствование каждого из них и, большею частью, насилие низводило их с престола. На землю Израильскую напали сирияне и опустошили всю страну, но народ и в этом не уразумел перста Господня. Голос пророков делался все строже, угрозы их страшнее, а израильтяне все глубже и глубже впадали в идолопоклонство и разврат. Наконец, пришли ассирияне, племя могущественное и воинственное, – покорили всю страну и обложили ее данью. Царь Осия присягнул в верности царю Ассирийскому, но скоро изменил. Тогда ассирияне сделали нашествие на израильтян и, как губительная саранча, опустошили всю землю их, разрушили Самарию и вывели десять колен Израилевых из земли обетованной в Армению и в другие отдаленные страны. Только самая малая часть народа Израильского могла остаться на своей земле. На место же отведенных пленников Салманассар поселил в опустошенной стране сириян, месопотамлян и других язычников и приставил к ним жреца, чтобы он учил их, как должно бояться Бога. Таким образом окончилось царство десяти колен. Из смешения же переселенных язычников с оставшимися израильтянами образовался народ самарийский.

48. Последние цари в Иудее Царство Иудейское существовало еще более ста лет после падения царства десяти колен. Но и между потомками Давида было больше царей богоотступных, чем благочестивых. Только имена Иосафата, Езекия и Иосии блистают в истории царства Иудейского как явления отрадные. Царствование Иосафата напоминало собою еще славу царства Соломонова, так что все окрестные народы боялись его и не заводили с ним распрей. Но когда он породнился с нечестивым царем Израильским Ахавом и вошел с ним в союз, то Бог отступил от Иосафата и царь потерпел поражение на войне против сирийцев. Наученный этим опытом, Иосафат снова принялся водворять благочестие в своем царстве, посылая по всем городам священников и левитов учить народ закону Божию, и за то Господь скоро наградил его богатою победою над соединенными силами аммонитян и моавитян. Таким образом, Иосафат царствовал 25 лет над иудеями, делая угодное в очах Господних. Не успел он только совсем истребить идолопоклонства в народе, и это злое семя не замедлило принести горькие плоды. Ахаз выстроил капище Ваалу в самом Иерусалиме и велел даже забить двери храма Соломонова, так что дом Божий стоял как страшный памятник удаления Господа Бога Израилева из среды Его народа. Езекия, благочестивый сын безбожного Ахаза, снова отворил двери дома Божия, очистил Иерусалим от идолов и сделал воззвание даже к отторгшимся десяти коленам, приглашая обратиться к Богу отцов их и собраться в Иерусалим на празднование Пасхи, которая давно была забыта народом. В его правление случилось отведение десяти колен в плен ассирийский, между тем как царство Иудейское усилилось переселением многих тысяч израильтян в Иудею. Ассирийский царь Сеннахирим послал было войско и для покорения Иудеи, оно заняло уже все иудейские крепости и осадило самый Иерусалим. Но когда гордый предводитель ассирийского войска, в виду святого града и во услышание жителей его, стал порицать живого Бога Израилева, то, по молитве Езекии, Ангел Господень в одну ночь поразил в лагере ассирийском 185000 человек. Пораженный таким чудесным образом, Сеннахирим на другое же утро снял осаду и бежал назад в Ниневию. Вскоре после сего Езекия заболел и был при смерти; к нему явился пророк Исаия и сказал: «Распорядись домом своим, ибо ты умрешь!» Но Езекия со слезами просил Господа продлить ему жизнь; и вот, только что Исаия оставил больного царя, как ему слышится голос Господень: «Воротись и скажи Езекии: так говорит Господь Бог отца твоего Давида: Я услышал молитву твою и видел слезы твои, и вот Я исцелю тебя; через три дня ты пойдешь в дом Господень, и приложу к летам твоим еще пятнадцать лет!» Услышав это, Езекия спросил пророка: «Но по чему узнаю я, что исцелит меня Господь?» Исаия отвечал: «Вот тебе знамение от Господа: хочешь ты, чтобы тень солнечная подвинулась вперед или воротилась назад на десять степеней?» Езекия выбрал последнее и, по молитве пророка, тень от солнца воротилась назад на десять степеней. Езекия выздоровел и на третий день пошел в храм благодарить Бога за свое исцеление. Этот государь до конца жизни своей не забывал Бога, благодеявшего ему. Но сын его Манассия в начале царствования своего снова разрушил все, что сделал доброго его благочестивый отец, и снова ввел народ свой в идолопоклонство. Перед концом жизни своей он был отведен ассириянами в плен, где, находясь в оковах и неволе, смирился и покаялся перед Богом. Тогда Господь услышал его и снова возвратил ему царский престол. Теперь главною заботою Манассии было истребить идолопоклонство в Иерусалиме, но его усилий было недостаточно для совершенного искоренения этого зла в народе. Так и всегда бывает трудно поправить, что раз испорчено соблазном. Аммон, сын Манассии, превзошел в нечестии всех своих предшественников, но его правление продолжалось только два года; сами домашние восстали на него и он был умерщвлен собственными же рабами. Ему наследовал сын его Иосия, когда имел только восемь лет от роду. В лице его на престоле Давидовом снова воссел муж по сердцу Божию. Первые восемь лет он управлял царством под руководством первосвященника, но на двадцатом году своей жизни уже собственною волею очистил от идолов Иерусалим и всю Иудею и приказал возобновить храм Господень. В это время, при очищении храма, найдена была книга закона Господня, писанная Моисеем, которая давно была забыта и считалась затерянною. Ее прочли царю. Ужас и страх объял его, когда он услышал все угрозы, возвещенные в оной Богом за нарушение закона. Иосия растерзал на себе ризы и с сокрушением сердечным взывал к предстоящим ему вельможам: «Идите, молитесь Господу за меня и за всех, оставшихся в Израиле и Иудее! Ибо великий гнев Господень готовится на нас за то, что не послушали отцы наши слов Господних и не творили по всему, написанному в книге сей!» Но Бог утешил благочестивого царя, сказав ему через пророчицу Олдану: «Так как сердце твое сокрушилось, когда ты услышал слова Мои о месте сем и о живущих на нем, и ты смирился и, растерзав ризы, плакал передо Мною, то Я приложу тебя к отцам твоим в мире, и очи твои не увидят тех зол, которые наведу Я на место сие и живущих на нем!» Это заставило царя еще ревностнее стараться о введении всех обрядов, предписанных в законе Моисеевом, и о восстановлении законного служения во храме. Иосия немедленно созвал старейшин народных и во услышание всех прочитал книгу закона, затем сделал торжественный завет с Богом и заставил всех, кто только находился налицо в Иерусалиме, подтвердить клятвою обещание хранить завет с Господом и исполнять все повеления Его от всего сердца и от всей души, как написано в книге закона. Его ревность простерлась и за пределы Иудеи: так, он разрушил жертвенник в Вефиле и, собрав кости жрецов его, сжег их на этом алтаре по слову Господню, которое изрек на алтарь сей человек Божий, когда Иеровоам приносил на нем свои беззаконные жертвы.