Kniga Nr1310

Вера повелевает стихиями: «Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк.8:25); «…если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23); «…истинно говорю вам: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Не следует думать, что вера самовластна, что она имеет собственную силу: вера является лишь необходимым условием, при котором Бог действует Своим всемогуществом. Свершение чудес зависит как от веры людей, так и от чудотворящей силы Божией.

Истинная вера всегда проявляется в действии, прежде всего, в соблюдении заповедей Божиих: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:17-18).

Святые отцы Православной Церкви учат о важности веры в деле спасения: «Во главе всех добродетелей шествует искренняя вера, при коей душа не колеблющеюся водится мыслию, но всецело отметает самолюбие. Ибо только что выступившему на подвиги ничто так не препятствует исполнять делом заповеди, как всезлобнейшее самолюбие (жаление плоти). Оно служит препоною к преуспеянию даже и ревностным»97.

Принципиальные отличия

Православие Агни-йога Вера – сложное понятие христианского богословия, включающее в себя следующие аспекты: ответ на призыв Бога, доверие Богу, нравственное чувство, общение с Богом, непоколебимую уверенность в обетованиях Божиих. Доверие к «махатмам» дает им возможность пробудить скрытые в природе человека знания, это пробуждение является предчувствием знания, или верой.

11. Слепа ли христианская вера? Оккультисты постоянно говорят о двух, если можно так выразиться, видах верах: «…существует вера слепая и вера зрячая…»98. Себя рериховцы относят к тем, кто имеет «зрячую» веру, христиан постоянно обвиняют в «слепой вере»: «То, что вы называете «верой» … является слепой верой в догмах христианских религий, у нас становится знанием …»99. При этом оппоненты христиан не утруждают себя знакомством с тем, что сами христиане понимают под верой. Прежде всего определимся в терминах. «Слепая вера, – писал св. Феофан Затворник, – есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как; равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого»100. «Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? – Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует и почему верует. Ясное видение во что верует обнимает все содержание веры»101. В Новом Завете есть прекрасные слова о вере: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:1). Что же такое вера? Это чувство, интеллектуальное знание, а, быть может, вера – это атрибут воли? Как видно из библейского определения, вера «есть осуществление ожидаемого». К чему стремится христианин, чего он ожидает? В чем цель его жизни? Цель любой религии – общение с Божеством, постижение Его, соприкосновение с Ним. Преподобный Серафим Саровский определил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего» 102. В.Н. Лосский выразил ту же мысль следующим образом: «…в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» 103. Это есть конечная цель реализации духовной жизни христианина, вершина веры. Православие родилось из опыта Богообщения, из практики литургической жизни, из молитвы. Первые христиане еще не имели Нового Завета, еще не были выражены точные догматические формулировки православного вероучения, но уже тогда существовала литургия, уже тогда в молитве христианин беседовал с Богом. Церковь – это Богочеловеческий организм, и вера не является ни актом интеллектуального знания, ни неким набором чувств, ни атрибутом воли. Верой живут, ее нельзя изучить, читая книги, вера – дар Божий, она рождается внутри человека. Знание Бога в Православии носит не умозрительный, а опытный характер. Христианин «уверен в невидимом», потому что соприкасается с ним в опыте своей духовной жизни. В вере «свидетельствованы древние», потому что Бог говорил и с ними. Вера есть «познание», но это не есть чисто интеллектуальное познание, это внутреннее состояние сопричастности Богу, сопереживание единства с Ним. Вера – это и знание, и чувства и доверие, она все это вмещает, и все это превосходит.