Kniga Nr1310

Святой Сергий Радонежский, святой Иоанн Кронштадский, святой Серафим Саровский – эти имена дороги сердцу каждого православного человека. Можно ли, став последователем агни-йоги, воспринимать их духовный облик таким, каким он остался в памяти церковного предания? Каково учение о святости агни-йоги? «Сказано про святых, но кто может называться этим необъясненным понятием?

Творящие чудеса будут учеными магами. Блюдущие свою жизнь будут практичными людьми.

Только отказавшиеся сознательно от личного и перенесшие сознание в понятие эволюции мира могут, в Нашем понимании, называться подвижниками. Необходимо, чтоб этот процесс совершился сознательно, вне случайности внешних условий.

Невозможно насильственно насадить религию опять - она станет кощунственным уродом.

Путь отказа от безобразия жизни позовет дух на правдивые искания. Затем очевидность связи миров заставит научно задуматься.

Эта дума несказуемая является началом духовной дисциплины. Эти искания, лишенные личного начала, пробуждают рефлекс действия, – оно называется подвигом.

Вообще лучше слово святой заменить названием вполне определенным подвижник»113.

Христос, как известно, творил много чудес: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:25). Как Его назовут, исходя из классификации агни-йоги? Ученым магом? Итак, согласно учению агни-йоги, подвижник – это тот, кто «отказался сознательно от личного», «перенес сознание в понятие эволюции мира». С первым утверждением можно согласиться в определенном смысле. Но что же означает: «перенес сознание в понятие эволюции»? Обратимся к учению живой этики: «Кто хочет идти с Нами, должен, прежде всего, отрицание забыть и нести обновлённую жизнь свободно, без принуждения других. Привлекаются люди красотою и светлым знанием. Только вместившее надежды, только расцветившее жизнь, только явившее действие Учение может помочь истинной эволюции. Ведь не рынок жизнь, где выгодно покупается вход в Царствие Небесное. Ведь не могила жизнь, где дрожат за справедливость Небесного Судии!»114. Согласно учению, «только явившее действие Учение может помочь истинной эволюции», а значит, только последователи агни-йоги «перенесли сознание в понятие эволюции мира» и более никто. Что в Православии понимается под святостью? «Святым называется тот, кто чист от зла и грехов. Почему величайшее совершенство души и дело, весьма Богу угодное, есть то, когда нет зла в человеке»115. Что же касается понятия «подвижник», действительно, святых можно назвать подвижниками, но теми подвижниками, которые движутся к Богу. Но если святость – это категория, характеризующая достигнутое синергийно, то есть в соработничестве Бога и человека, освящение благодатью Святого Духа, нравственную чистоту, то подвижничество – характеристика, скорее, лишь волевая. Принципиальные отличия Православие Агни-йога Святость – освящение благодатью Святого Духа, немыслимое без воплощения учения Православной Церкви в жизнь: как волевая, так и нравственная категория духовной жизни. Агни-йога предпочитает использовать более нейтральное понятие «подвижничество», не включающее в себя смысловой аспект освящения, говорящее, скорее, о волевом усилии, но не о его направленности.