Kniga Nr1310

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов.19:25-27). Сказано: «…мои глаза, не глаза другого…».

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Утверждается, что пробуждение от смерти для всех будет только одно, но одни пробудятся «для жизни вечной», другие – «на вечное поругание и посрамление».

«Воспоминания» о прошлых жизнях

В качестве аргумента, доказывающего состоятельность теории перевоплощения, часто приводится утверждение, что многие люди помнят свои прошлые жизни и проверка подтверждает правильность их «воспоминаний». Предположим, некто считает, что помнит свою прошлую жизнь. Он начинает проверять свои «воспоминания» и выясняется, что человек, которого он отождествляет с собой, действительно жил и был при жизни именно таким, каким его «помнит» наш некто. Но что это подтверждает? Только то, что его мысли о прошедших событиях соответствует реальным событиям в прошлом. Но само по себе это еще не доказательство того, что эти мысли являются воспоминаниями, т.е., что данные события в самом деле имели отношение к этому человеку. Сейчас ни для кого не секрет, что даже средней квалификации гипнотизер может внушить, если не все что угодно, то очень многое, и переживания будут носить очень яркий личностный характер. А представьте, что этим занялись силы неимоверно более сильные, умные, помнящие тех, кто жил, как жил, как умер и т.д. Почему бы не предположить, что для власти над человеком и для подтверждения тех ложных идей, которые они внушают, эти силы создают нужные им «воспоминания». Поэтому аргумент о памяти прошлых жизней является очень слабым подтверждением в защиту теории перевоплощения.

Возможны и другие объяснения «памяти о прошлых воплощениях», например, недостоверные воспоминания, – так называемая «ложная память». Оккультисты часто приводят случаи, когда «воспоминания» о прошлых жизнях более или менее подтверждаются, но ничего не говорят о тех случаях, когда доказывается их несостоятельность. К тому же, замечено, что чаще всего такие «воспоминания» появляются у людей, которые воспитаны в культуре, признающей теорию перевоплощения. Известны случаи, когда подобного рода «воспоминания» являлись следствием детских впечатлений, оставшихся, например, после чтения книг.

Справедлив ли закон кармы? Одним из главных аргументов в пользу существования закона кармы и закона перевоплощения является утверждение об их справедливости: «Существующее в мире неравенство есть первое и самое главное доказательство закона перевоплощения»148. Можно ли вообще ставить вопрос о справедливости законов кармы и перевоплощения? Учение о перевоплощении основано на принципе безличностных причинно-следственных связей. Справедливость же по своему смыслу является нравственным принципом, предполагающим наказание за зло и воздаяние за добро, а значит, справедливость – категория, относимая к личности. Как существование законов предполагает наличие законодателя, так и понятие справедливости подразумевает, что есть судья. Но в учении агни-йоги такого судьи и законодателя нет, да и не может быть, потому что пантеизм провозглашает относительность любых нравственных принципов. Если все есть бог, то и преступник есть «бог», и жертва есть «бог», а значит весь мир – это майя, иллюзия, божественная игра, где бог играет сам с собою. Тогда не может быть преступления, в противном случае пришлось бы сделать парадоксальный вывод, что бог является преступником. Теория перевоплощения не решает проблему справедливости, она просто говорит, что человек страдает заслуженно, что нет невинных страдальцев, все заслуженно пожинают плоды своей кармы. Но нравственность этого закона сомнительна. В Индии, например, которую часто ставят в пример христианам, вся социальная помощь в стране осуществляется в основном христианами. Почему? Потому, что именно христианство учит деятельной любви к ближнему: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35-40). А вот что скажет агни-йога, и все последователи законов кармы и перевоплощения: «Люди очень полюбили слово «Карма». В разных частях света они повторяют его, но не желают понять его значения… При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки Кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую Карму…Люди, когда говорят о Карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их проделки...»149. Согласно закону кармы, любая помощь человеку только усугубляет его судьбу. Человек нищий, потому что такова его карма, если вы ему помогли, значит, усугубили его карму. Если человек был болен, а вы его вылечили, то тем самым усугубили его карму и свою собственную. Любая помощь, если она, конечно, не направлена на изучение агни-йоги, становится просто безнравственным поступком, потому что утяжеляет карму человека и ведет к большим его страданиям. Философ Н.О. Лосский в своей книге «Учение о перевоплощении» приводил следующие аргументы против кармы: «…оно ведет к чувству уменьшения ответственности у человека»150. Проступок человека, с точки зрения кармической теории, подлежит воздаянию, которое может заключаться в воплощении души в теле животного, растения, и, наконец, человек может, родившись снова в человеческом теле, попасть в ситуацию, связанную с его преступлением. Все эти утверждения имеют слабые места: если человек станет представителем животного или растительного царства, то как он сможет осознать свое преступление? А не осознав свой поступок, каким образом он может исправиться? Если же в теле животного человек получает то, что заслужил, и через это исправляется, то не превращается ли человек в марионетку бездушного закона? Человек попадает в более низкое по статусу тело. Предположим, в предыдущей жизни он любил поесть и поэтому в следующей жизни стал свиньей. Но в этом случае человек окажется в таких условиях, в которых его порок получит почву для своего развития и закрепления, а не изживания и исцеления. Нельзя потушить огонь, подбрасывая в него поленья.