Питанов В.Ю.-ЭЗОТЕРИЗМ КАК ПУТЬ К РАСИЗМУ-Содержание-Введение-1. Мы и наши авторитеты-2. Эклектика как излюбленная

5. Духовные советники, или отказ от разумного мышления

Человек становится духовным расистом в эзотеризме не сразу. Начинается все с дискредитации ума. Если христиане призываются «сначала логически, умом познать истину»111, то эзотерику внушается, что «рассудок – плохой советник. Он вместо помощи может ввести в заблуждение. Только сердце может чуять священную тишину, и в таком устремлении созидается истинное чувствознание»112. «Чувствознание» - это мистифицированный аналог интуиции, но представление о том, что на одной интуиции, или даже «чувствознании», можно построить все наши знания, ошибочно: «интуиция не может заменить разум даже в тех областях, где ее роль особенно существенна. Она не является непогрешимой, ее прозрения всегда нуждаются в критической проверке и обосновании, даже если речь идет о фундаментальных видах интуиции»113. Логика и интуиция взаимно дополняют друг друга, а не взаимоисключают114. Агни-йога учит: «Не разум, но мудрость дала это Учение»115; «Ведь разум человеческий не может вместить огненного построения, и потому нужно целесообразно дать ему насколько он может воспринять»116. Мудрость мудростью, но разум исключать не стоит. Но что представляет собой мудрость, лишенная разума? Не является ли она безумием?

Откуда черпают эзотерики свое «чувствознание»? «…Закон эволюции предусматривает прямой контакт сознания человеческого с космическим»117. Несложно предугадать, что эзотерику «нужно привыкать к … работе, когда контакт с Иерархией постоянен»118. «Чувствознание», фактически, является результатом такого контакта с «иерархией», когда «иерарх» из духовного мира руководит эзотериком. Но как должен поступить эзотерик, если получит, например, такое указание от своего «тонкого» учителя: «Рука может лишь от плеча двинуться, так сознание от мозга. Надо взорвать мозг (выделено нами. – В.П.), тогда сознание отбросится вперед, как из пушки. Учение летит на крыльях событий»119? Пожалуй, если «взорвать мозг», не только махатм увидишь, но и «ангелов» в белых халатах!

В агни-йоге контакт с «иерархом» из тонкого мира описывается следующим образом: «… раздастся голос незримого Учителя, и, наконец, будет проявление внешнего пламени, которое как бы соединяет сознание личное с сознанием пространственным»120. Почему при контактах с «сознанием пространственным» постоянно упоминается огонь, почему личное сознание соединяется с пространственным через «проявление внешнего пламени», откуда такая патологическая любовь «тонких» учителей к огненной стихии? Конечно, эзотерики будут говорить об «огненной мысли», но любому христианину приходят на память слова Священного Писания об аде, уготованном дьяволу и ангелам его (Мф.25:41), «.. где червь не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). Может быть, любовь оккультных махатм к огню несколько иной природы, чем полагают сами эзотерики?

6. Критика эзотеризма – хула на Святого Духа? Одним из показателей терпимости и культуры человека является его отношение к критике своих работ. Как относятся к критике эзотерики? Например, Елена Рерих, с одной стороны, пишет: «…проявление непредубежденной, разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе, как разовьем мы свое сознание и мышление?»121. Значит, можно предположить, что агни-йога считает допустимой критику своего учения, и действительно в письмах Елены Рерих мы можем прочитать: «Если кто-то хочет рассматривать Учение Жизни с христианской точки зрения, он волен это делать, ибо, истинно, в Учении есть многое, что может быть объяснено, именно, на основании переживаний христианских мистиков. Разве источник не един122? Конечно, достижения христианских мистиков и узкая церковность – две разные вещи»123. Как видим, Елена Рерих разрешает критически анализ агни-йоги с точки зрения христианства, но при этом она сразу же задает ракурс «правильного» взгляда на эзотеризм: сквозь призму такого христианства, каким оно предстает в понимании самой агни-йоги. Если же Вы оцениваете эзотеризм, основываясь на позиции «узкой церковности», то Вы оказываетесь хулителем Святого Духа: «Конечно, не мелочь хула на Учение Света, ибо это хула на Духа Святого. И ужасна судьба такого хулителя во всех мирах»124. Елена Рерих имеет в виду фрагмент из Нового Завета: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). Однако нигде в Священном Писании не говорится, что критика агни-йоги - это хула на Духа Святого. В Православной Церкви под хулой на Духа Святого понимается «поношение религиозной (христианской – В.П.) истины, сопровождаемое внутренним сознанием ее правоты»125. В христианстве Дух Святой есть Личность. В агни-йоге же о Святом Духе сказано: «Психическая энергия есть Дух Святой»126. Психическая энергия для эзотерика - это бессознательная сила, разлитая в пространстве127. Она может изменяться: «…Мы видим, насколько мельчает психическая энергия»128. Так как эзотерики любят ссылаться на Священное Писание и толковать его, то мы обратим их внимание на такие фрагменты: «… три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7); «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Так кто хулит Святой Дух? Христиане, чтущие Вечного и Неизменного Личного Бога, или эзотерики, у которых Святой Дух «мельчает»? Более того, Елена Рерих пишет: «Психическая энергия, посланная (агни-йогом. – В.П.) с добрым намерением, оказывает целебное воздействие»129. Неужели Святой Дух подчиняется эзотерикам? И уж неприкрытым кощунством являются следующие слова из агни-йоги: «…Психическая энергия в руках человеческих есть самое страшное оружие»130. Замените словосочетание «психическая энергия» на «Святой Дух» и вдумайтесь в смысл фразы, и тогда вопрос о том, кто хулит Святой Дух, будет закрыт. Заключение