Kniga Nr1342

5. Сектанту дают старшего «товарища», с которым адепт обязан советоваться во всех вопросах и проводить большую часть времени. Индоктринация (внушение) продолжается через практикумы и семинары в уединении от общества.

– Критика теории контроля сознания

Об опровержении психологических основ концепции контроля сознания, на наш взгляд, не может быть и речи. Один из основоположников концепции контроля сознания, Филип Зимбардо, в 2000 году был избран президентом Американской Психологической Ассоциации, т.е. был признан лидером профессионального сообщества психологов США.

Противники этой концепции прибегают к манипуляции: они либо апеллируют к тому факту, что термин «контроль сознания» отсутствует в научной литературе по психологии как общепризнанное понятие, либо приписывают современной концепции контроля сознания те положения, которых в ней на самом деле нет и которые являются заведомо неверными. Фактически же они не решаются прямо оспаривать ни те базовые психологические теории, которые составляют фундамент концепции контроля сознания, ни правомерность применения этих теорий и знаний к анализу деятельности культов и сект.

– Зомбирование: факт или миф? Часто можно услышать в адрес сектантов, что они зомбированы, что они полностью подчинены чужой воле. Как к этому относиться? Действительно ли секты зомбируют людей или это фантазии недругов сект? Давайте вспомним, кто или что такое зомби? «Зомби – 1. В африканской мифологии – мертвец, выполняющий волю того, кто вызвал его дух. 2. В переносном смысле: человек, своим безвольным поведением напоминающий зомби, способный равнодушно совершать поступки под воздействием чужой, преимущественно злой воли»110. Как явствует из определения, сектанты не являются в прямом смысле зомбированными. В переносном же – вполне, если можно назвать зомбированным человека, полностью подчиненного чужой воле. Употребление данного термина несет сильную эмоциональную окраску, научного же значения в рассматриваемой нами области не имеет. 4.2. Психологические проблемы, способствующие вовлечению в сектантские организации Прежде, чем мы рассмотрим основные психологические причины вовлечения людей в секты (хотя, естественно, не все), хотелось бы развеять один миф. Сущность его заключается в том, что в секты якобы попадают только люди с психологическими проблемами, слабые, неспособные устроиться в этой жизни. Это не соответствует действительности, так как состав последователей сектантских движений чрезвычайно пестр и разнообразен: здесь и «новые русские» и малообеспеченные; люди, имеющие ученые степени, и не закончившие даже среднюю школу; руководители предприятий и те, кто не способен организовать даже себя. Мир сект многообразен, одни обещают материальное процветание и решение всех психологических проблем, например, сайентология; другие – спасение, например, секта «Свидетели Иеговы», разнообразные оккультные и восточные группы обещают открытие сверхъестественных способностей и многое другое. Рынок «духовности» имеет товар на любой вкус. Люди чересчур самоуверенные представляют собой лакомый кусочек для сект. Самомнение – это форма духовной слепоты, человек идет в лапы тигра, считая себя охотником, хотя на самом деле он всего лишь жертва. Поэтому нет групп населения, гарантированно защищенных от опасности быть завербованными в секту. Любой человек может испытывать неуверенность, у каждого бывают минуты слабости, у каждого есть желания, которые он мечтает воплотить в жизнь, а значит, есть и брешь в психологической обороне, которую можно взломать. Действительно, люди, испытывающие одиночество, чувство отверженности, неуверенности в себе или страха имеют больше шансов попасть в секту. Но и все остальные от этого отнюдь не застрахованы. Что же касается психологических проблем, которые могут стать причиной вовлечения в секту, то среди них можно назвать следующие: 1. Поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям. 2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя». 3. Желание стать «посвященным», отделиться от «невежественных», т.е. от толпы. 4. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и т.д.