Питанов В.Ю. -ШАМБАЛА ПОД СЛЕДСТВИЕМ-Что такое Шамбала? Человек, знакомый с оккультизмом, может ответить достаточно

Что такое Шамбала? Человек, знакомый с оккультизмом, может ответить достаточно просто: Шамбала – это место где-то там, в Гималаях, где пребывают мудрецы - махатмы1, управляющие духовной эволюцией земли. Такой ответ, скорее всего, будет самым частым, конечно, если задать его человеку, знакомому с популярным оккультизмом в изложении Рерихов - Блаватской. Но будет ли он правильным? В данной статье мы попытаемся провести небольшое расследование. Познакомимся с оккультным учением о Шамбале, как оно представлено в агни-йоге и теософии. Сравним оккультный вариант учения о Шамбале с его буддийским аналогом. Почему с буддийским? Потому что, на взгляд автора, саму идею Шамбалы Оккультисты позаимствовали из буддизма, при этом фактически полностью исказив ее первоначальный смысл. Но сразу же хочется отметить, что автор не ставит своей целью как-либо разбирать буддийский вариант учения о Шамбале и оценивать его, так как этот вопрос находится вне рамок данной работы. Пересказ буддийского варианта учения о Шамбале будет краток. Связано это с тем, что на взгляд автора, полемика с буддистами и оккультистами в рамках одной статьи нецелесообразна, учитывая имеющиеся между ними серьезные доктринальные различия. Такой подход, скорее всего, вызвал бы в головах читателей путаницу и создал бы ряд трудностей в выстраивании логики изложения материала. В завершение статьи мы попытаемся дать христианскую оценку оккультному учению о Шамбале.

Итак, что же такое Шамбала с точки зрения Рерихов – Блаватской? Автор попытается кратко пересказать их позицию2. Агни-йога и теософия учит, что на земле существуют так называемые «Белые Братья»3, которые являются на ней главными представителями «сил света». Часть из них находится в физических телах, часть – в тонкоматериальных телах. Основная «цитадель» братства называется Шамбала. Шамбала – это место связи физического и духовного миров. Основатели Шамбалы пришли с других планет. Иисус Христос среди них. Географически Шамбала расположена в Гималаях, куда в начале эволюции Земли упал метеорит, посланный с Ориона4. Орион курирует эволюцию Земли, через метеорит осуществляется связь с ним. Часть метеорита посылается в разные места земли, где «махатмы» хотят произвести новый эволюционный толчок, называется эта часть метеорита «Чинтамани»5. «Чинтамани» – это энергетический терафим6, данный посланнику, т.е. тому, кому «владыки Шамбалы» поручили некую духовную миссию; этот терафим создает энергетическую связь между Шамбалой и ее посланником, через которую они более эффективно могут с ним взаимодействовать. Белое братство является тайным правительством земли, все «великие учителя», среди которых оккультисты называют и Иисуса Христа, и Будду, посылались им и были его членами. Возглавляет Шамбалу, как утверждают Рерихи, Майтрейя: «Владыка Майтрейя пребывает сейчас в Образе Владыки Шамбалы…»7. Перед белым братством стоят три основные задачи: 1) разработка планов дальнейшей эволюции Земли; 2) контакт с другими мирами; 3) осуществление своих планов на Земле и исследование свойств материи и духа. Значительное число оккультистов считают, что Рерихи и Блаватская были посланцами Шамбалы.

Теперь перейдем к оригинальным оккультным текстам и посмотрим, что они говорят о Шамбале и какие «доказательства» ее существования находят в традиционных религиях. В «Теософском Словаре» Е.П.Блаватской мы можем прочитать: «Шамбала (Санскр.) Исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упомянутое в «Пуранах» 8, откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. «Калки» - это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя Будда буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан (см. «Откровения»). Одни говорят, что все эти «вестники» должны появиться «перед разрушением мира»; другие - что перед концом Кали Юги9. Именно в Шамбале будет рожден грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции), тогда как Оккультизм помещает ее в Гималаях»10. В агни-йоге утверждается: «Шамбала – необходимое место, где духовный мир сочетается с материальным. Как в магните бывает точка наибольшего притяжения, так ворота духовного мира открыты в Обитель гор. Явленная высота Гауризанкара11 помогает магнитному току. Лестница Иакова – символ Нашей Обители»12. Также в агни-йоге говорится: «В … сказаниях говорится о Беловодье и Иерусалиме Небесном, – оба сказания имеют отношение к Нашей Обители»13. Из вышесказанных цитат можно сделать несколько выводов: оккультисты считают, что Калки индуистов, Майтрейя буддистов, Сосиош парсов и Иисус Христос в своем Втором Пришествии - это одна и та же Личность. И прийти эта Личность должна из Шамбалы. Далее: в христианстве есть упоминания о Шамбале - это «Лестница Иакова», Беловодье старообрядцев и Небесный Иерусалим, о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова. Ниже мы рассмотрим насколько обоснованы претензии отождествлять оккультную Шамбалу с вышеназванными христианскими образами.

Где оккультная Шамбала находится? Из «Теософского Словаря» следует, что Шамбала находится в Гималаях14. При этом нужно учесть, что Шамбала, согласно учения оккультизма, может быть только одна. Это следует хотя бы из их утверждения, что Шамбала основана на месте падения метеорита посланного с Ориона, а такой метеорит был один, по крайней мере, информации о втором «даре Ориона», автор нигде в трудах Рерихов не нашел. Из чего несложно сделать вывод, что оккультная Шамбала может быть только одна, а значит, и находиться она может только в одном месте! Ведь как писала Елена Рерих: «Могут спросить об обстоятельствах нахождения камня (мифический метеорит с Ориона. – В.П.). Именно место его появления и легло в основание Шамбалы, усугубляя химическое значение Обители (Шамбалы. – В.П.)»15; «Сам Камень хранится в Общине (Шамбале. – В.П.), но осколок его (Чинтамани. – В.П.) снова и снова посылается в мир, чтобы сопутствовать великим событиям»16. Парадокс заключается в том, что сами оккультисты указывают разные места нахождения Шамбалы. Например, в «Тайной Доктрине» Блаватской сказано, что Шамбала находится в пустыне Гоби: «…Избранные [из Лемурии17] спаслись на Священном Острове [ныне «баснословная» Шамбала в пустыне Гоби]…»18. В письмах Елены Рерих можно найти намек на Среднюю Азию: «Также отзвуки этой Таинственной Обители (Шамбалы. – В.П.) можно найти в старообрядческих преданиях о славянском Царстве, Китеж-Граде и Беловодье. В некоторых из них указан и путь к нему, причем в слегка искаженных названиях можно легко узнать среднеазиатские горные кряжи»19. Как мы можем видеть в оккультных источниках, место нахождения Шамбалы не указывается ясно, и имеются серьезные противоречия, так как вряд ли даже самый ярый оккультист будет отрицать тот факт что пустыня Гоби, Средняя Азия и Гималаи географически находятся в разных местах!

В трудах оккультистов можно найти утверждения, что в Шамбалу попасть тяжело и что те, кто туда не позваны, до нее не дойдут, в частности, Николай Рерих писал: «Поистине, много золота в земле и много алмазов и рубинов в горах, и каждый жаждет обладать ими! И сколько людей пытаются добыть их! Так же как эти люди не могут найти сокровища, так и человек не в состоянии достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых потоках, обтекающих горы. Возможно, вы видели людей, умирающих от газов, когда они подходили к ним близко. Возможно, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к некоторым местностям. Многие люди пытаются достичь Шамбалы непозванными. Некоторые из них исчезли навсегда. Только немногие из них достигают святого места, и лишь тогда, когда их карма готова»20. Оккультная Шамбала напоминает не столько духовную обитель, сколько крепость, из которой всех незваных гостей уничтожают на подходе. Цитадель тайных заговорщиков, которым есть что скрывать от мира. Неудивительно, что «махатмы» Шамбалы объявили своим собратом-махатмой Ленина. В своих планах они отводят немалое место войнам и революциям как это делали и большевики. В агни-йоге мы можем прочитать: «Эволюция мира складывается из революций или взрывов материи»21. Недаром, по утверждению Елены Рерих «махатмы» Шамбалы контактировали с такими личностями, как Чингиз-хан и Наполеон, которые так же не боялись «взрывов материи» и ради своих целей готовы были пойти на уничтожение огромных масс людей. Как сказано в агни-йоге: «Окровавленная община движется на белом слоне»22. Куда эта община завела Россию, нетрудно узнать, изучив ее послереволюционную историю. Всех, выступающих против Шамбалы, она уничтожает: «Смертная казнь отменяется, ибо уничтожение разбойников в бою не есть казнь…»23; «…злоумышленник угрожал уничтожить всю работу одного честного человека. И вскоре, пересекая Цзампо, он утонул. Еще один человек, вершивший многие прекрасные благотворительные дела, подвергся нападению кого-то, кто стремился уничтожить все его имущество, предназначенное для блага человечества. И снова мощный луч Ригден-Джапо настиг врага, и за один день все его богатство было сметено, а сам он стал нищим. Возможно, даже ты и сейчас встретишь его на базаре в Лхасе, просящего милостыню»24. Логика оккультистов напоминает рассуждения монахов-буддистов, которые, желая есть мясо и имея запрет на убийство поступали просто, сталкивали животное с обрыва, а потом утверждали: «Это же не мы его убили, оно само разбилось!» Что можно сказать, подытоживая оккультные представления о Шамбале? Шамбала – это некое место, где пребывают правители земли, которые через своих агентов руководят ее эволюцией. Все великие основатели мировых религий в той или иной степени являются их представителями. При этом оккультисты находят упоминания о Шамбале в традиционных религиях, в том числе и в христианстве. И утверждают, что оттуда должен прийти грядущий оккультный мессия Майтрейя, которого они отождествляют с Иисусом Христом. После такого небольшого знакомства с оккультным представлением о Шамбале познакомимся с буддийским учением о ней.

В буддизме Шамбала - это полулегендарная страна со столицей Калапа, которую обычно размещают к северу от Индии. Впервые о Шамбале упоминается в Калачакра-тантре. Слово «Калачакра» в переводе с санскрита означает круг (круговорот) времени25. Как пишет профессор Александр Берзин26: «Согласно традиции, Будда учил Калачакра-тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра Прадеш, в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией и они сберегли эти учения в своей стране»27. Первым учеником Будды, получившим посвящение в Калачакру, был Сучандра, царь Шамбалы (интересно отметить, что в тибетском буддизме Далай-ламы считаются перевоплощениями одного из царей Шамбалы). И далее цари Шамбалы передавали учение Калачакры по линии преемственности друг другу. Согласно Калачакра-тантре, население Шамбалы исповедовало индуизм, в то время как ее правители стали буддистами. Через шесть поколений после Сучандры очередной царь Шамбалы, Манджушри-яшаса, стремясь сплотить свой народ перед угрозой возможного вторжения, решил обратить его из индуизма в буддизм. Что и осуществил. Сейчас, судя по всему, в Шамбале, если она существует, практикуют Ваджраяну28, так как Шамбала – это главное место сохранения изначального учения Калачакра-тантры. Согласно тексту Калачакра-тантры о Шамбале, при двадцать пятом ее царе Кулика Рудра-чакрине (Калкин), произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла, противниками буддизма. Александр Берзин пишет: «Царь Манджушри-яшас предрек будущее варварское вторжение в 2424 г., когда  анти-духовные силы затеют вселенскую войну на захват или разрушение, не ограничиваемые этой планетой… Он также предсказал, что силы со стороны Шамбалы, направляемые двадцать пятым правителем Калки, прибудут в это время на летающих кораблях, чтобы повернуть ход битвы и разбить вторгшиеся орды. На основе этого предсказания некоторые люди предположили, что Шамбала существует где-то во внешнем пространстве и что ее обитатели путешествуют на летательных аппаратах»29. Говоря о Калки в буддизме, хочется отметить, что в Калачакра-тантре образ Калки переосмыслен по сравнению с его индуистским вариантом, где Калки является десятым аватарой Вишну30. Согласно Калачакра-тантре, имя Калки (или Калкин) будет носить двадцать пятый царь Шамбалы. Впрочем, часто всех царей Шамбалы называют Калки, в то время как в индуизме Калки один! Но именно двадцать пятый царь Шамбалы вступит в шамбалинскую войну, возглавив силы света, против сил зла и именно его чаще всего именуют Калки в буддизме. Как пишет профессор Берзин: «С целью объединить свой народ, царь Манджушри-яшас последовал совету Будды использовать язык и метафоры той аудитории, которой он проповедовал. Поскольку большинство его подданных были индуистами, он свободно заимствовал индуистские образы, концепции и терминологию. Он называл себя и своих преемников правителями Калки (выделено нами. - В.П.)» 31. Говоря об индуистском понимании Калки, Берзин продолжает: «Калки – это десятое и завершающее перерождение аватара индуистского бога Вишну, который придет в будущем как мессия, чтобы воевать в апокалиптической войне. В индуистской литературе пуран Калки родится в Шамбале, находящейся в горах современного Северного Уттар Прадеша в Индии. Возможно, Манджушри-яшас просто заимствовал имя Шамбала, чтобы соотнести его со своим царством, и оно  никогда в действительности не называлось этим именем»32. Нужно заметить что события, описанные в Калачакра-тантре (шамбалинская война, победа Калкина, тысячелетний золотой век), повествует о событиях относительно близких для нас. После победы Шамбалы будет достаточно длительный период расцвета, но он не будет вечным, и со временем опять начнётся упадок. После упадка вновь будет период подъёма, во время которого придёт следующий Будда - Майтрейя. Когда Будда - Майтрейя придет? Буддисты считают, что он, по всей видимости, придет много позже двадцать пятого царя Шамбалы - Калки. Ибо новые Будды, согласно буддийских взглядов, приходят только тогда, когда учение, открытое предыдущим Буддой приходит в упадок. При двадцать пятом царе Шамбалы учение, напротив, будет в расцвете, т.к. после шамбалинской войны на целую эпоху наступит золотой век. Среди буддистов распространены представления о том, что в Шамбале существуют наилучшие условия для реализации нирваны33 и что одно лишь воплощение в Шамбале или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, поэтому в Тибете появляются молитвы о рождении в Шамбале и «путеводители» в Шамбалу. Содержание путеводителей показывает, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем, и среди образованных буддистов нередко бытует представление о Шамбале как о внутренней реальности — об особом состояния психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе Калачакры. Профессор Александр Берзин пишет: «Мастера медитации  написали руководства на санскрите и на тибетском языке для достижения Шамбалы. Они описывают путешествие как физическое только до определенного момента. Путешественник должен повторять миллионы мантр34 и других специальных практик, чтобы прибыть к своей конечной  цели. Путешествие в Шамбалу, таким образом, - прежде всего духовное путешествие. Цель получения посвящения Калачакры – не достижение Шамбалы и не перерождение в ней, но, как и  во всей остальной Махаяне35, или «обширной колеснице» буддийских практик, - обретение Пробуждения здесь и  сейчас ради блага всех»36. Где же географически, согласно буддийских представлений, Шамбала находится? Как продолжает профессор Берзин: «…как различные цели требуют различных описаний Вселенной, тот же принцип верен и относительно Шамбалы.  Для объяснения подсчетов длины самого короткого дня в году Шамбала является областью горы Кайлаш. Для объяснения исторических циклов вторжений она – Северный Афганистан. Ради духовных целей она – состояние сознания, которое может быть достигнуто только путем интенсивной медитативной практики. Шамбала, таким образом, - это просто название, даваемое различным местам, относящимся к конкретным нуждам. В абсолютном же смысле Шамбала не может быть обнаружена»37. Что можно сказать, подытоживая представление буддистов о Шамбале? Для буддиста Шамбала - это не столько место, сколько состояние психики, достигаемое через практику Калачакры. Калачакра-тантра была дана Буддой Шакьямуни 2800 лет тому назад. Сравнивая Калки буддизма с Калки аватарой индуизма, мы можем видеть, что они разные. Буддисты позаимствовали образ Калки аватара из индуизма, наполнив его другим содержанием. Это видно хотя бы из того факта, что в индуизме Калки один, а в буддизме этим именем можно называть всех царей Шамбалы. Хотя чаще всего этим именем называют двадцать пятого царя Шамбалы, который в 2424 г. будет отражать нашествие варваров на буддистов. Буддисты не отождествляют Будду – Майтрейю и Калки, это видно из того, что сроки их прихода в буддизме разные. Майтрейя придет намного позже Калки, а учитывая, что Калки должен жить в двадцать пятом веке от Р.Х., это пришествие осуществится очень не скоро. Оккультисты очень активно заимствуют образы из традиционных религий. Само по себе это не плохо, такие заимствования присутствуют фактически во всех религиозных учениях, а плохо то, что они свое понимание этих образов адресуют традиционным религиям. А это уже является, по сути, обманом. Например, оккультисты имеют право своего мессию называть любым именем, но не имеют право утверждать, что их мессия является тем же, которого ждут буддисты или христиане. Оккультисты очень любят находить то общее, что есть в их учениях с традиционными религиями, но почему-то не хотят замечать те отличия, которые там так же присутствуют. С этими отличиями мы сейчас и ознакомимся. Так чем же буддийское учение о Шамбале принципиально отличается от своего оккультного собрата? Елена Рерих в своих письмах утверждала что «…буддисты верят, … Майтрейя появится в Шамбале, и наиболее просвещенные из них знают, что Майтрейя и нынешний Владыка Шамбалы – Единая Индивидуальность»38. Просвещенные буддисты верят, что Майтрейя в настоящее время находится на небесах Тушита39, а не в Шамбале. И как выше уже говорилось, буддисты также не считают, что Калки и Майтрейя - это одна и та же индивидуальность. Придя, Калки, согласно представлениям индуизма, станет правителем, правителем он будет и в буддизме. Майтрейя же, по учению буддистов, придет в образе простого монаха, но отнюдь не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы учить. Теперь относительно сроков Армагеддона. Шамбалинская война, которую ожидают буддисты, по их пророчествам произойдет в 2424 году. Если же мы обратимся к трудам Рерихов, то сможем узнать что они «войну со злом» - Армагеддон, уже завершили в промежутке с 1931 по 1949 года40, что, на взгляд автора, произошло чуть раньше, чем должна произойти «шамбалинская война» буддистов! Относительно спекуляций на «белом коне», можно сказать следующее: в буддизме Майтрейя не изображается верхом на белом коне, есть изображения, где Майтрейя стоит или сидит, иногда – в позе лотоса. Но изображений Майтрейи, сидящего на белом коне, во всяком случае, из числа наиболее популярных, нет. Связано это с тем, что ваханом (ездовым животным) Майтрейи является Гаруда. Гаруда – это царь птиц. Гаруда в буддийской мифологии – это огромная птица, вечно враждующая со змеями. К тому же агни-йогу и теософию, как того, может быть, хотелось бы оккультистам, в Шамбале не практикуют, скорее Ваджраяну, которая их аналогом не является. Автор не буддолог, поэтому рекомендует желающим сравнивать оккультные фантазии рериховцев и теософов с буддизмом обратиться к трудам по буддологии41. Из личного общения с профессиональными буддологами (которые были не просто буддологами, но и сами были буддистами) автор статьи узнал, что они агни-йогу и теософию не считают совместимой с буддизмом и не рекомендуют труды Рерихов тем, кто хочет узнать традиционный буддизм! Процесс поиска физической Шамбалы различными западными оккультистами у буддистов вызывает иронию: «…поиск Шамбалы как «духовной Шангрилы» на этой планете - довольно бестолковое времяпрепровождение, и тем не мене,е процесс этот, наполняя энтузиазмом, распалял воображение многих русских мистиков, включая мадам Блаватскую и Николая Рериха»42. Как выше уже отмечалось, буддисты с Шамбалой связывают учение Калачакры. Высказывалась по поводу Калачакры и Елена Рерих: «Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) - есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете. Но, в действительности, Учение это есть Великое Откровение, принесенное человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые и были и есть Владыки Шамбалы), на заре его сознательной эволюции в третьей расе четвертого круга Земли»43. Разбирать утверждение, что во всех философских учениях Индии вкраплена Калачакра, бессмысленно, так как многие философские системы в Индии противоречат друг другу, но это отдельный предмет для изучения, и всех желающих этим заняться автор отсылает к специализированной литературе по индуизму, кому интересно - пусть сравнивает44. Заявление Елены Рерих, что якобы Калачакра была дана «на заре сознательной эволюции человечества», так же оставим на ее совести. Буддисты считают, что Калачакру впервые дал Будда Шакьямуни, как один из множества методов для достижения живыми существами состояния Будды. Профессор Александр Берзин, разбирая претензии теософов, пишет: «В другом тексте (текстах) она (Блаватская Е.П. – В.П.) писала, что, когда Лемурия затонула, часть ее населения выжила в Атлантиде, а часть избранных переселилась на священный остров «Шамбала» в пустыне Гоби. Однако ни в литературе о Калачакре, ни в Вишну-Пуранах нет ни единого упоминания об Атлантиде, Лемурии, Майтрейи или Сосиоше. Однако последователи Блаватской продолжали ассоциировать Шамбалу с ними»45. Так что, как мы можем видеть, оккультисты напрасно пытаются найти подтверждение своих доктрин в буддизме. Это можно сделать только при одном условии если не замечать имеющиеся различия между буддистским и оккультным учениями, и тем самым вводить людей в заблуждение, проводя аналогии, которых в реальности нет! Из сравнительного анализа буддистской и оккультной доктрин по рассматриваемым нами вопросам, можно сделать вывод, что буддийское представление о Шамбале не соответствует его оккультному варианту, по крайней мере, буддисты не считают что Калки - это Майтрейя, и что Армагеддон (Шамбалинская война) был в XX веке. Да и Калачакра-тантру профессиональные буддологи не считают разновидностью агни-йоги и теософии. Представления оккультистов о местоположении Шамбалы также не имеют ничего общего не только с буддизмом (буддисты чаще всего земным символом Шамбалы называют гору Кайлас), но и с индуизмом, который утверждает, что Шамбала находится в Индии46. Ну, а теперь попытаемся дать христианскую оценку оккультного учения о Шамбале. Оккультисты утверждают что Иисус Христос во Втором своем Пришествии тождественен оккультному Майтрейи и что грядущий оккультный мессия должен прийти из Шамбалы. Нужно заметить, что с точки зрения христианского вероучения Второе Пришествие Иисуса Христа состоится так: «…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (выделено нами. – В.П.)» (Мф.24:27-30). Никакой информации о том, что Иисус придет из Шамбалы, в Священном Писании нет. Конечно, оккультисты могут заявить, что Священное Писание искажено, или эту информацию утаили апостолы, но тогда становится удивительным тот факт, что они сами постоянно прибегают к авторитету Библии, постоянно цитируя Ее в своих трудах, «доказывая» этим истинность своих доктрин. Зачем ссылаться на недостоверный источник? А что касается утаивания апостолами или Иисусом информации о Шамбале, то эту идею развенчал сам Иисус: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин.18:20). Идея «тайных знаний» вообще чужда Библии, например, в Ветхом Завете говорится: «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину» (Ис.45:19). В христианстве есть тайна духовного постижения Христа, как процесса духовного совершенствования в борьбе с грехом, но нет тайны сокрытой информации! Конечно, эзотерики могут возразить: древние христиане были еще не готовы к пониманию такого рода информации, и поэтому она была сокрыта. Если мы обратимся к классику эзотеризма, а именно к трудам мадам Блаватской, то поймем, что этот аргумент несостоятелен. Согласно утверждения Блаватской, теософом может быть любой человек «со средними умственными способностями и склонностью к мистицизму…»47. Если современный человек со средними умственными способностями может вместить идею Шамбалы, то почему первые христиане не смогли этого сделать? Или они изначально считают, что те были умственно неполноценными? Идея что первые христиане что-то сокрыли, разбивается об один простой вопрос: а зачем? Что изменилось бы, если бы христиане узнали о Шамбале? Учение о Шамбале в буддизме присутствует уже много тысячелетий, и если бы Иисус учил о Шамбале, смысла скрывать эту информацию не было бы никакого. К тому же, скрыть такого рода информацию, христианам, если бы они ею владели, не удалось бы чисто технически. Как известно из истории христианства, апостолы разбрелись по всему свету, и единого центра управления Христианской Церковью не было, как, кстати, его нет и сейчас, и где-нибудь эта информация обязательно бы всплыла. И уничтожить физические носители этой информации не удалось бы, так как проделать такую работу и сейчас было бы очень сложно, а в древности просто невозможно, это сколько же тысяч книг, на самых разных языках, разбросанных по всему миру, пришлось бы править. Теперь несколько слов об Армагеддоне, который у Рерихов, как выше было сказано, уже прошел.