Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

Е.П. Блаватская пишет: «…Иисус — советует: "И если чего попросите во имя мое, то сделаю". Конечно, эта цитата, взятая в буквальном смысле, противоречит нашим утверждениям (выделено нами. – В.П.). Но если понимать её эзотерически, с полным знанием смысла слова «Христос», которое представляет атма-буддхи-манас98, Высшее Я, то она сведется к следующему: единственный Бог, которого мы должны признавать и которому мы должны молиться (а точнее, действовать в согласии с ним) — это тот Дух Божий, храмом которого является наше тело, где он и пребывает»99. К несчастью для теософов, и к счастью для христиан, все Священное Писание противоречит теософским выдумкам: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:13-15).

Христос заповедал своим ученикам: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день…» (Мф.6:9-11). Теософия же учит: «…человек… обращающийся с такой молитвой принадлежит к числу людей непросвещенных, с представлением о Боге, неизбежным на этой стадии развития: он смотрит на Бога как на подателя всего, в чем нуждается его повседневное существование, и он обращается к Нему за хлебом насущным так же естественно, как дитя обращается к своим родителям. Типичным примером такого обращения служит случай с Георгом Мюллером из Бристоля, когда он еще не был признан миром как выдающийся филантроп, когда он только начинал свое дело милосердия и был без денег и без друзей. Он просил о пище для детей, у которых не было иной помощи, кроме его сострадания, и деньги притекали к нему всегда в необходимом количестве. Что же происходило на самом деле? Его молитва была горячим и сильным желанием, и оно создавало форму, в которую и облекалась живая сила и направляющая энергия этого желания. Это вибрирующее живое создание было воодушевлено единой мыслью: помощь необходима, необходима пища для детей; и эта мысль носилась в невидимом мире мыслей, ища ответа. В это же время сострадательный человек мог пожелать прийти на помощь к нуждающимся и искал случая к тому. Как магнит действует на железо, так и его сострадательное настроение подействовало на созданный мыслеобраз, который и был привлечен к нему»100.

Если апостол Петр призывает: «…будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1Пет.4:7), то теософия утверждает, что «молитва является облагораживающим деянием, когда она представляет собою сильные чувства, горячее желание, рвущееся из самого сердца ради добра для других людей и когда она совершенно свободна от какой-либо эгоистичной личной цели…»101. В молитве православного человека важны не чувства, а трезвение, внимание. Эмоциональность, экзальтированность в молитве вредны и являются дорогой к прелести, ложной духовности: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (Ин.18:36).

10. Иисус Христос и первые христиане – ессеи, гностики или буддисты?

Как современные, так и уже вошедшие в историю основатели «эзотерических учений» ради усиления авторитета своих концепций среди последователей стремятся возвести историю собственных организаций к временам седой древности. При этом они часто находят себе духовных собратий в самых неожиданных местах, там, где их не было и быть не могло. Например, христианство не имеет никакого отношения к «эзотерическим наукам», что понятно любому человеку знакомому с христианским богословием и с оккультными учениями102. Однако этот факт, как мы увидим ниже, не устраивает эзотерических гуру. Как показывает изучение эзотерических «наук», их основатели не относятся к числу людей, хорошо ориентирующихся в подлинной истории христианства; их нежелание заполнить столь существенный пробел в своем образовании объясняется, в частности тем, что они предпочитают прибегать к фальсификации религиозной истории мира, что позволяет оправдывать удобные им идеи. Одной из жертв подобного рода исторических спекуляций со стороны эзотериков стали ессеи. Кто такие ессеи с точки зрения теософов? Е.П. Блаватская писала: ««Ессеи. Эллинизированное слово – от еврейского Аса, «целитель». Таинственная секта иудеев, которая, по словам Плиния, жила поблизости Мертвого моря … в течение тысяч веков. … У них было много буддийских идей и обычаев (выделено нами. – В.П.)…»103, буддийские идеи и обычаи у ессеев возникли неспроста, оказывается ессеи «… были обращены в буддийское монашество (выделено нами. – В.П.) миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами»104. Вот так, оказывается ессеи, будучи иудейской сектой, обратились в буддизм, более того, следуя логике Блаватской, можно сделать вывод, что в силу сходства между обычаями первых христиан и ессеев, буддистами можно назвать и первых христиан: «Большое сходство, найденное некоторыми критиками между ритуалами и обычаями ранних христиан и ессеев может быть объяснено без малейшего затруднения. Ессеи, как мы только что отметили, были новообращенные буддийских миссионеров, которые со времен царя Ашоки, усердного пропагандиста, исходили Египет, Грецию и даже Иудею в одно время…»105. Помимо того, Блаватская утверждала, что «…гностики, или ранние христиане (то есть гностики и ранние христиане в глазах Блаватской не имеют отличий. – В.П.), были только последователями старых ессеев под новым именем…»106. Логика подобных рассуждений не может не привести к вопросу: если первые христиане, (они же – гностики) являлись восприемниками ессеев, то кем был Сам Основатель христианства Иисус Христос? Блаватская не заставляет нас долго искать ответ: «… он (Иисус Христос. – В.П.) был ессеем …»107, но помимо того «…само по себе разумеется, что он (Христос. – В.П.) проповедовал философию Будды Шакьмуни (выделено нами. – В.П.)»108, «…Он (Иисус Христос. – В.П.) …последователь буддийской доктрины»109. Итак, суммируем все смысловое содержание приведенных выше утверждений Блаватской: ессеи были «таинственной сектой иудеев» и, вместе с тем, буддистами, Иисус Христос был ессеем и буддистом, первые же христиане были гностиками, ессеями и буддистами одновременно (!!!). Вывод напрашивается сам собой: учения ессеев, гностиков, буддистов и первых христиан тождественны. Так ли это? Кем в действительности были ессеи, был ли ессеем Иисус Христос, и насколько представление Блаватской об отсутствии разницы между учениями ессеев, буддистов, гностиков и первых христиан отвечает исторической действительности? Ессеи действительно вели скрытый образ жизни, однако не настолько, чтобы судить об этой религиозной группе приходилось только по трудам Блаватской и подобных ей корифеев «эзотерических наук». Но все по порядку. Этимология термина «ессеи» современной науке точно неизвестна, существует около 20 возможных вариантов происхождения этого слова110. Этимология, указанная Блаватской, – в числе прочих, но отнюдь не единственная. Некоторые ученые считают, что понятие «ессеи» происходит от имени царя Иессея111, отца Давида, но и это лишь один из существующих вариантов. Основные сведения о ессеях дошли до нас благодаря работам еврейско-эллинистического философа Филона Александрийского (ок. 25 г. до Р.Х. – до 50 г. от Р.Х.) и ряда других авторов112. Иосиф Флавий посвятил ессеям целую главу в своей книге «Иудейская война»113. Согласно Иосифу Флавию, ессеи – это иудейская секта, члены которой жили небольшими общинами, имели общее имущество. К характерным чертам секты ессеев относились пацифизм (среди ессеев не было людей, которые изготовляли бы оружие114) и строжайшее соблюдение ветхозаветных предписаний; как пишет Иосиф Флавий: «Строже, нежели все другие иудеи, они избегают дотронуться до какой-либо работы в субботу. Они не только заготовляют пищу с кануна для того, чтобы не разжигать огни в субботу, но не осмеливаются даже трогать посуду с места и даже не отправляют естественных нужд»115. Основным занятием ессеев было изучение древних манускриптов. Подчеркнем, что если непременным атрибутом современных эзотерических учений является вера в реинкарнацию116, то ессеи посмертную участь человека видели как вечное пребывание в одном из двух состояний – вечного блаженства или вечных мук: «Они именно твердо веруют, что, хотя тело тленно и материя невечна, душа же всегда остается бессмертной; что, происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной пленительной силой в тело, душа находится в нем как бы в заключении, но как только телесные узы спадают, она, как освобожденная от долгого рабства, весело уносится в вышину. Подобно эллинам, они учат, что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности, где нет ни дождя, ни снега, ни зноя, а вечный, тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же, напротив, они отводят мрачную и холодную пещеру, полную беспрестанных мук. Эта самая мысль, как мне кажется, высказывается также эллинами, которые своим богатырям, называемым ими героями и полубогами, предоставляют острова блаженных, а душам злых людей – место в преисподней, жилище людей безбожных, где предание знает даже по имени некоторых таких наказанных, как Сизиф и Тантал, Иксион и Титий, бессмертие души, прежде всего, само по себе составляет у ессеев весьма важное учение, а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. Они думают, что добрые, в надежде на славную посмертную жизнь, сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себя из страха перед тем, что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни, то, по уходе в другой мир, они должны будут терпеть вечные муки (выделено нами. – В.П.). Этим своим учением о душе ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех, которые только раз вкусили их мудрость»117. Одним из главных постулатов буддизма является вера в отсутствие существования Бога118. В буддизме есть интересная концепция об истоках ложной, по мнению буддистов, идеи Личного Бога. Выглядит эта теория примерно так: «Космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений … . Причина существования миров – энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла … . После разрушения одной вселенной существует лишь бесконечное пространство (акаша), в котором в некоторый момент начинают веять некие ветерки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, постепенно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретающий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной кармы живых существ разрушившейся вселенной … . Дальнейшее формирование мира происходит сверху вниз. Вначале внезапно появляется небесный дворец с богом Брахмой на престоле, после этого вокруг него появляются другие тридцать три бога небес мира желаний. Они видят Брахму и восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!» — так возникает вера в бога-творца…»119. Однако, если буддизм отвергает Личного Бога, то каждый входящий в ессейскую общину прежде всего должен был поклясться перед другими членами «… в том, что он будет почитать Бога…»120. Ессеи не мыслили спасения вне своей общины121, что нагляднее всего демонстрирует поведение провинившегося ессея, подвергнутого наказанию: «Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от несобрата, он принужден поэтому питаться одной зеленью, истощается таким образом и умирает от голода. Вследствие этого они часто принимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения»122. Столь яркая картина, рисующая отношение ессеев к «несобратьям», обнаруживает чуждость ессеев христианству и близость иудаизму: «…вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян.10:28). Численность ессеев всегда была сравнительно невелика: Филон Александрийский сообщает, что в Палестине I в. от Р.Х. ессеев насчитывалось не более 4000 человек123. Если Блаватская утверждала, что ессеи живут в районе Мертвого моря «… в течение тысяч веков»124, то современная наука установила, что секта ессеев возникла во II в. до Р.Х.125, а значит, о тысячелетиях существования ессейских общин не может идти и речи. При этом нужно учитывать, что ессеи – это иудейская ультраортодоксальная секта, известная тем, что ее члены старалась соблюдать мельчайшие предписания Ветхого Завета126, соблюдали Закон ревностнее фарисеев127, глубоко изучали Священное Писание и носили филактерии, о чем свидетельствуют находки Кумрана. В самом начале главы было приведено утверждение Блаватской о том, что ессеи были буддистами. Мы не видим смысла подробно анализировать эту идею, несостоятельность которой очевидна для каждого человека, который хотя бы минимально знаком с буддизмом и иудаизмом. Впрочем, если эзотерики предоставят нам счастливую возможность познакомиться с буддистами, которые соблюдают субботу и верят в Личного Бога Ветхого Завета, то в этом случае можно будет рассмотреть и заявления Блаватской. Сейчас же лишь заметим, что находки в районе Мертвого моря ничего не дали современным буддологам, так как буддийских рукописей там обнаружено не было128: это должно бы удивить каждого, кто верит утверждениям Блаватской о принадлежности ессеев к буддизму.