Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

Но избранница виновна, уличена в самых разнородных обманах, доведена до отчаянья, пишет свою «исповедь»207 а потом начинает мстить. "Святые и безгрешные" махатмы стоят в сторонке, как будто им тут и дела нет. Они видят самую гнусную грязь и клевету, которую "упазика" и ее друзья, прикрывась их именем, варят в колдовском котле для врагов. Видят это и теософы – и помогают своей Н. Р. В. (Е.П. Блаватской. – В.П.) варить грязь и клевету, мечтая о Нирване. "Может быть, и есть какие-нибудь святые и мудрые Махатмы в Тибете, только вряд ли они могли иметь что-либо общее с Блаватской, оставаясь святыми и мудрыми" – это следует сказать искренним членам теософического общества. А что Н. Р. В. попала в руки тайного религиозно-политического индийского братства, что она приняла в этом братстве буддизм и взяла на себя миссию распространять его в тех странах, где пало христианство и чувствуется стремление к какой бы то ни было вере, – это, быть может, гораздо ближе к истине, чем кажется с первого раза. По крайней мере, мне приходилось видеть мелькание чего-то подобного в прорывавшихся у Е. П. Блаватской намеках. В иные минуты она положительно производила впечатление существа закабаленного, связанного чем-то или кем-то.

В такие минуты она была жалка и несчастна. Я никогда не забуду, как однажды она воскликнула:

– Хотела бы вернуться... хотела бы стать русской, христианкой, православной... тянет меня... и нет возврата! я в цепях... я не своя!

А через полчаса начались опять разглагольствования о "хозяине"...»208.

Заключение

В заключение попытаемся кратко обобщить весь тот материал, с которым Вы познакомились, прочитав данную работу. Теософия не имеет никакого отношения ни к одной религии мира. Претендуя на научность, она отвергает все основные принципы научного подхода. Основное положение эзотерики подразумевает, что утверждения теософии в принципе непроверяемы и недоказуемы. Теософия занимается активными заимствованиями из традиционных религий, полностью извращая смысловое значение заимствованных терминов. Получающаяся компиляция нелогична и внутренне противоречива. Многие учения теософии опровергают друг друга, но это не мешает теософам считать их истинными. Использование терминов, выработанных традиционными религиями, в теософской смысловой интерпретации вводит в заблуждение тех, кто знаком с теософией поверхностно, создавая иллюзию ее истинности. Чтение книг Е.П. Блаватской – нелегкое занятие. Несмотря на большую начитанность, основательница теософии не имеет никакого академического образования и тексты ее работ ужасают своим стилем. При знакомстве с «Тайной Доктриной» Е.П. Блаватской создается впечатление, что автор занимается сознательной мистификацией читателя. «Тайную Доктрину» отличает обилие высокопарных заявлений, ничем не подтвержденных и часто логически между собой не связанных. Начиная раскрывать тему, автор позволяет себе резко перескакивать с нее на новую, не закончив работу над предыдущей. Построение многих фраз затрудняет понимание их смысла. Метод работы Е.П. Блаватской с первоисточниками некорректен: вырывание цитат из контекста является нормой. Большинство целей, которые ставит перед собой теософское общество, имеют не религиозный, а политический характер. Любой критический анализ теософского учения с публичной оглаской информации, полученной в результате этого анализа, не допускается. Теософия много говорит о «братстве религий», но в действительности все традиционные религии считает ущербными, признавая истинность только за собой и полагая, что они нуждаются в реформировании под доблестным руководством теософов. Теософия оправдывает сатану и падших ангелов. Они становятся «спасителями» человечества, примером для подражания. Именно сатана должен быть, согласно теософскому учению, источником «знания и любви» для непредвзятых исследователей истины. Несовместимость христианства и теософии очевидна, так как вероучение христиан и теософов являются по своей сути взаимоисключающими. Теософия низводит Христа до уровня «высшего я» человека, заявляя, что Христом может стать любой человек. Фактически теософия проповедует идею человекобожия.