Питанов В.Ю.-ТЕОСОФИЯ: -ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ-Содержание-Введение-1. Краткое знакомство с теософией-2. Что такое теософия?-3.

1. Физическое тело, полностью состоящее из материи в ее наиболее грубой и осязаемой форме.

2. Жизненный принцип (дживатма), форма силы: она неразрушима и, разобщенная с одной совокупностью атомов, немедленно притягивается другими.

3. Астральное тело (лингашарира) состоит из эфирной, бесплотной материи в своем обычно пассивном состоянии – точная, но очень призрачная копия тела; активность, уплотненность и форма астрального тела всецело зависят от кама-рупы.

4. Астральная форма (кама-рупа, тело желаний) – принцип, определяющий конфигурацию эго.

5. Животное сознание человека (физическое сознание, эго) аналогично уму, инстинкту, памяти, воображению и т.д., присущее высшим живым существам, но в пропорционально более высокой степени, чем у животных.

6. Высший (духовный) ум, сознание, духовное эго, в котором главным образом пребывает самосознание совершенного человека, хотя низкое смутное животное сознание сосуществует с ним.

7. Дух – эманация Абсолюта: он нетварен и вечен, скорее, является состоянием, чем существом.

Эта классификация была видоизменена Синнетом в «Эзотерическом буддизме» (1883) следующим образом: 1. Тело – рупа; 2. Жизненность – прана, или джива; 3. Астральное тело – лингашарира; 4. Животная душа – кама-рупа; 5. Человеческая душа – манас; 6: Духовная душа – буддхи; 7. Дух – атма. Что такое рай и ад в теософии? Авичи (avitchi) – ад, как и дэвачан (deva chan) – рай – это состояние грез, которые испытывает душа, находясь в кама-локе (мир желаний и страстей, астральный мир), это внутренние переживания души, подобные сну. Дэвачан – положительные воспоминания, авичи – отрицательные. Состояния эти длятся до тех пор, пока не закончится карма, определившая их. С христианским пониманием рая и ада теософское учение об авичи и дэвачане ничего общего не имеет, христианскую трактовку данных понятий теософия отвергает. Теософия признает закон кармы одним из основных законов мироздания так же, как и закон перевоплощения (реинкарнации). Эволюция монады (души), согласно теософии, выглядит следующим образом: сначала монада погружается в минеральное царство и становится камнем. Потом следуют растительное, животное, человеческое, ангельское царства и т.д. Эволюция монады на каждой планете может проходить только в одном царстве, поэтому для дальнейшей эволюции в более высоком царстве монада меняет планету. Луна сыграла самую большую и самую значительную роль, не только в образовании Земли, но и в наполнении ее человеческими существами. Монады, которые проходили животную стадию эволюции на Луне, закончив там свой цикл, должны были начать новую ступень жизни на Земле – человеческую эволюцию. Человечество в процессе своей эволюции, согласно теософскому учению, должно пройти семь рас. Первая, так называемая коренная раса, в которую входили первые люди на Земле, была потомством «лунных предков». «Лунные боги» (бархишады) выделили свои тонкие тела из себя самих и стали творцами «тонких» форм человека. Вокруг этих форм природа строила эфирные тела. Таким образом, прародители человека есть мы сами как первичные личности, мы есть они. Первоначальный человек, произошедший из тел своих прародителей, был существом эфирной формы, лишенным плотности. Монады, воплощавшиеся в эти пустые оболочки, были бессознательными. Первоначальный человек мог стоять, ходить, бегать, летать. Но он был только бессознательной тенью.