Kniga Nr1353

Хотя в этом месте Священного Писания не сказано, что боровшийся с Иаковом был Ангелом, пророк Осия говорит, что Иаков "возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог, плакал и умолял Его" (Ос. 12:3-4).

И ещё одно важное, пожалуй, важнейшее место Св. Писания на эту тему свидетельствует о подобном случае. В Исх. 3:1-2 сказано, что у горы Божией, в пустыне, Моисею явился Ангел Господень в пламени терново-го куста, который горел, но не сгорал. Но, когда Моисей подошел, Сам Господь Бог начал разговор с ним: "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (ст. 6). Когда Моисей спросил, как имя Ему, то получил ответ: "Я есмь Сущий (Иегова)" (ст. 14). Таким образом, и в этом случае показано то, что мы видели раньше. Ангел Господень - одновременно и Бог Иегова.

Затем, в 2 Цар. 24:16 подтверждается, что этот Ангел Господень и Господь - не одно и то же лицо, а разные лица. То же самое показано у пророка Захарии в первой главе, особенно в 12-ом стихе. Там сказано, что Ангел Господень говорит с Господом Вседержителем.

Всё это подтверждает откровение Нового Завета, что Сын Божий Иисус Христос - как вечный Бог в единении с Отцом, так и отдельная Личность триединого Бога.

Стихи Ветхого Завета, указывающие на Св. Троицу

У пророка Исаии есть выражения, которые дают представление о Боге, как о Троице. Мы читаем тройственное провозглашение Его святости: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его" (6:3). Затем в различных выражениях этого пророка мы видим признаки Новозаветного учения о Триедином Боге: "И почиет на Нем Дух Господень" (11:2); "Вот Отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя, положу дух (можно перевести с большой буквы Дух) Мой на него, и возвестит народам суд" (42:1). "Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (48:16). И еще: "Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим" (61:1). Это место Ветхого Завета Господь Иисус применил к Своему земному служению, как мы читаем в Лук. 4:18-19. И, в заключение, мы находим у пророка Исаии: "Во всякой скорби их Он не оставляет их, и Ангел лица Его спасал их. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его" (63:9). Слова Он, Я, Дух, Господь, Ангел лица Его в разных сочетаниях и падежах подразумевают отдельные лица Бога Отца, Сына и Духа Святого. В Ветхозаветные времена Бог Отец, Сын и Дух Святой действовали в отношении людей, но было известны, как единый Бог израильского народа. В особом видении Исаия услышал троекратное провозглашение святости Божией: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!", а потом он услышал призыв Бога, Который говорил о Себе во множественном числе: "И услышал я голос Говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня: (Ис. 6:3, 8). Новый Завет и учение о Святой Троице