Схимонах Паисий-ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ -ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО-© Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского.

Простые здания и смиренные вещи мысленно переносят монахов в пещеры и уединенные жилища наших святых отцов, и, таким образом, приносят духовную пользу. В то же время мирские вещи напоминают о мире и делают монахов мирянами по душе.

Афонские святые были такими же, как и мы, людьми. Афон был, так же, как и другие горы, дикой горой. Но так как наши отцы ревностно подвизались, то они освятились сами, освятили и гору, и она была названа Святой Горой. И мы теперь гордо называем себя святогорцами.

Наши святые отцы освятили пустыню и превратили ее в духовное государство, в то время, как мы, к сожалению, превратили ее в государство мирское.

Всякий мирской порядок в монашестве является великим духовным беспорядком.

Брат, не желай приспособить спокойную пустыню к самому себе - беспокойному и мирскому, но уважай пустыню, чтобы она помогла тебе своим спокойствием опустеть от страстей твоих и облагодатствоваться от Христа.

Если хочешь стать исихастом, чтобы пребывать в покое, стяжи прежде с помощью благих помыслов внутреннюю тишину посреди внешнего шума.

Новоначальный, который отделяется от братства, чтобы стать исихастом, похож на неспелый, только что сорванный с дерева инжир: он еще выделяет молочко, и, по всей вероятности, еще нуждается в молоке.

В древности, когда было больше старцев, и младшие духовно преуспевали. В наше же время, когда мы более старики, нежели старцы, что делать молодым? Наши древние отцы имели подвижнический дух. Они много постились и предпочитали варево, поэтому имели и святость, и телесное здоровье. В наше же время, когда мы избегаем аскезы и варева, мы сами стали вареными. И курица, если бы не копалась в земле и если бы сбросила свой жир, летала бы, и не поймал бы ее ястреб. Носящий тяжелую суму ждет не дождется, чтобы избавиться от нее. Какую же тяжесть постоянно таскает тот, кто полнеет от обжорства и вредит своему здоровью? Аскет смотрит на свое костлявое тело, как на друга души, который помогает ему освящать душу. Между тем, обжора делает тело свое врагом души, который воюет против нее. И тогда лукавый ищет удобного случая, что бы бомбардировать человека постыдными помыслами. Сладок хлеб после поста. Сладок и сон после бдения. И после утомления на жестком камне отдохнуть можно лучше, чем в кресле. Насколько избегает кто-либо человеческого утешения, настолько приближается к нему Божественное. Если бы люди жили просто, по-евангельски, вблизи Христа, то они бы духовно услаждались Христом и их не душило бы мирское беспокойство. Вместо этого они травят себя лекарствами и опускаются до животного состояния. Поскольку человеческие удобства перешли все границы, то стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; сделали из человека машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными. Мировая эволюция вместе с греховной свободой принесла духовное рабство. Духовное подчинение воле Божией является духовной свободой и душевным преуспеянием, которым надежно руководит Сам Бог.