Схимонах Паисий-ВОЗВРАЩЕНИЕ К БОГУ -ОТ ЗЕМЛИ НА НЕБО-© Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского.

Прежде чем удалиться от мира, сотвори сердечную молитву ко Христу и доверь Богу своих родителей, братьев и сестер, и впоследствии не вспоминай о них, ибо тогда Христос будет обязан им помогать.

Новоначальный, который вспоминает о своих родителях, братьях и сестрах, препятствует Божией помощи. Если же вспоминает и о мире, то он очень быстро забыл, что стремился отречься от мира.

Если ты не можешь отречься от мира, то, по крайней мере, подвизайся, чтобы выкорчевать в себе мирское сознание.

Трудно искореняется из нас мир, если сперва мы не выкорчуем себя из мира и его соблазнов.

Трудно стяжать Божественную любовь, если прежде не оторвать любви от своей маленькой семьи, чтобы войти в нашу великую семью Адама - Бога.

Новоначальный не должен впитывать мирское сознание в начале своего монашества, ибо он будет постоянно шипеть, как свеча, фитиль которой впитал воду.

Старец не должен резко смирять живого и эгоистичного юношу, иначе он пустит ветви, подобно молодому дереву, в котором бывает много соков, когда у него подрезают много ветвей.

Когда твое духовное древо мало и низко растут ветви, прими с радостью духовную ограду и узы ограничения, чтобы не быть изувеченным козами и не прийти в негодность. Сотвори терпение, чтобы возрасти духовно, вкусить своих плодов и прохладиться в своей тени. Деревце мягко связывают травой, а не проволокой, иначе повредится кора и оно засохнет. И ограничение новоначального должно быть мягким, с доброжелательностью, чтобы он не засох духовно. Духовное чадо не должно давать духовные права никому другому, кроме старца, и говорить мирским свои помыслы, и должно смиряться, иначе оно душевно повредится от людей, которые не ведают великой добродетели смиренномудрия. Плотская брань не помеха юному, который хочет стать монахом: достаточно только не думать о браке. Малым подвигом, постом, бдением и молитвою покоряется плоть духу, конечно, когда имеется смиренное сознание. В то же время юноша сберегает и небесную награду за свой подвиг. Не вступайте в монашество, если ваше сердце целиком не отдано ему, иначе вы потерпите неудачу. Юноша, который все свое сердце отдает Христу и сам с верою отдается опытному духовному старцу, легко совлекается ветхого человека, подобно молодой картошке, которая чистится очень легко. Пожилой же, если он не очень прост и смиренен, подобен старой картошке, которая трудно очищается. Она еще должна быть вареной и чиститься теплой. Более чиста схима, принятая в молодом возрасте, пусть она и запылится немного от времени, чем схима пожилого, которую он принял в последние годы и взял ее у Портного чистую и глаженую с собою в гроб. Величайшей молитвой за мир и наших предков является наше духовное преуспеяние, ибо тогда они получают право на Божественную помощь. Не говоря уже о том, что наша молитва обретает дерзновение, и что наши предки чувствуют радость за своих достойных потомков. Между тем от нашей плохой жизни они страдают втройне. Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, чтобы доставить их душам рай. Те, которые родились калеками или стали калеками по вине других, или из-за своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут поставлены Богом вместе с исповедниками. Благой Бог весь есть Само Великодушие, и Он умиляется всякому нашему приношению, даже самому ничтожному. В то время как мы, люди, едим сладкий мед, Богу мы приносим воск, - и Бог радуется нашему приношению. В то время как Бог кормит деревья сором и навозом, нам они приносят прекрасные ароматные плоды, и Бог преподает нам Свое богатое благословение. Мы же, несчастные люди, со своей неблагодарностью, питаясь от прекрасных плодов и превращая их в навоз, к несчастью, еще и обладаем гордыней. Все люди принимают богатые благословения Божий, но немногие благодарят Бога, и благодарные и радостные живут вблизи Христа. Многие люди имеют все, но имеют и печаль, потому что им не хватает Христа.