Kniga Nr1392

Таков жребий не только отдельного христианина, но и самой Церкви в ее совокупности: "Быть гонимыми за крест Христов", как это представлено в видениях ап. Иоанна Богослова в Апокалипсисе. Церковь же многие периоды своей истории переносит совершенно открытые скорби: преследования и мученическую смерть лучших ее служителей, — что один современный священнослужитель и церковный писатель назвал "жатвами Божиими", — а в другие периоды, даже в периоды видимого благоденствия, переносит скорби от внутренних врагов, от недостойного образа жизни членов ее, в частности, людей, назначенных к служению ей.

Так определяется догмат о Кресте,

Крест есть путь христианина и Церкви.

Но при этом он есть и сила Церкви. Мысленными очами взирая "на Начальника веры и Совершителя Иисуса", христианин черпает духовные силы в сознании, что за крестной смертью Господа последовало воскресение, что Крестом "побежден мир", что если с Господом умираем, то с Ним и царствовать будем и в явлении Его славы возрадуемся и восторжествуем (1 Пет. 4:13).

Крест есть, наконец, знамя Церкви. От того дня, когда Спаситель нес на Своих раменах крест на Голгофу и был распят на вещественном кресте, Крест стал видимым знаком и знамением христианства, Церкви, каждого верующего во Христа.

Не все, принадлежащие к "широкому христианству", имеют такое понимание Евангелия. Некоторые большие христианские общества отвергают Крест, как видимое знамя, считая, что он, как был так и остался орудием поругания. Предостерегал от такого "соблазна о кресте" ап. Павел (Гал. 5:11), чтобы "не упразднить Креста Христова", ибо "слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия есть" (1 Кор. 1:17-18). Он увещевал не стыдиться Креста как бы знамени поругания: — "выйдем к Нему (Господу) за стан, нося Его поругание, " наставлял он (Евр. 13:13-14). Ибо поругание на кресте привело к воскресению во славе, и Крест явился орудием спасения и путем к славе.

Имея всегда перед собой образ Креста, совершая на себе знамение Креста, христианин, во первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во вторых, он укрепляется силой Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в третьих, исповедует, что он ждет явления славы Христовой, второго пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно божественным словам Самого Господа (Матф. 24:30): этим знамением, по единодушному разумению отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

Часть восьмая. О Боге Завершителе судеб мира Грядущие судьбы мира и человечества (Христианская эсхатология) Никео-Цареградский символ веры содержат православное учение о Втором пришествии Сына Божия на землю, всеобщем страшном суде и о будущей вечной жизни. * 7 член: И паки (снова) грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же (Которого) царствию не будет конца... * 11 член: Чаю (ожидаю) воскресение мертвых,