Kniga Nr1405

Но в тени сада Эдемского было и другое дерево...

Древо познания добра и зла

"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и древо жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт.2:9), плоды которого Бог запретил человеку есть. Один из редакторов книги "Тайны Библии" пишет: "Книга Бытия не объясняет, почему надо было запретить знание добра и зла человеку. Может быть, злосчастное дерево просто-напросто выражало Божие владычество над Своим творением и обязанность человека повиноваться Ему?" Это замечание почтенного ученого выявляет, увы, недостаточную осведомленность в библейском языковедении, с одной стороны, и типично западную приверженность к законническому толкованию Священного Писания, - с другой. И здесь нам видится ключ к выяснению разницы между западным и восточным пониманием творения и грехопадения.

Еврейское слово яда, переданное цитируемым автором как "знание" (knowledge), по своему содержанию глубже: русский перевод "познание" несомненно более точен, хотя и не исчерпывает всей глубины подлинника. Яда выражает собою не просто интеллектуальное, теоретическое или абстрактное знание предмета, не "отрешенное знание" математика, а скорее опытное познание в личном переживании, например: "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина" (Быт.4:1). Вопрос был не юридический, а сущностный, экзистенциальный: опытное личное соучастие не только в добре, но и во зле.

Обратим внимание на дьявольский аргумент искушения: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

"И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая ("дерево познания"), сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете..." (Быт.3:2-4).

Комментатор из "Библии сегодня", забежав вперед и убедившись, что оба - и муж, и жена - съев запретный плод, не умерли, спрашивает: "Итак, змей был все же прав?" И продолжает: "Согласно книге Бытия, Бог никогда не обещал человеку бессмертие. Однако нередко высказывалась мысль, что именно в результате этого акта непослушания человек стал смертным". На таких вот рассуждениях, в значительной своей части перешедших и к нам на Восток, строится вся история творения и грехопадения в западном христианском мире. Мысль не отходит от "мирского", "юридического".

На Востоке, особенно в первые века, подход был иной. Святоотеческое восточное толкование исходило из следующих слов искусителя: "Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги... "(Быт.3:5). Вовсе не внешний акт повиновения и не обещание бессмертия, а самое существо дела: "будете как боги, знающие добро и зло". Бессмертие было изначальным; "обещание" не было, потому что само творение было бессмертием, и именно так, как люди не знали еще добра и зла, они не знали и смерти; они пребывали во древе жизни. Бог предупредил людей даже не прикасаться к "древу познания добра и зла", потому что соприкосновение с ним "открывало глаза", как верно в данном случае выразился Сатана, открывало глаза на зло, которое в познании, в опытном переживании мгновенно нарушало сущность древа жизни в людях и они мгновенно оказывались "отсеченными от жизни", то есть именно умирали. Жизнь вне Рая, в отлучении от Древа Жизни уже не была жизнью вечной, даже если бы тянулась годы и годы и даже века: "дурная бесконечность" не есть вечность. "Будьте как боги", - точно соприкосновение со злом и было "признаком божественности". Но это была уже дьявольская ложь, на которой построено и его собственное, дьявольское самообожествление: эгоистическая гордыня самолюбования в пустоте, словно древесная стружка, свернувшаяся вокруг себя самой - с пустотой внутри. Дьявольский паразитизм на Божественном Творении. Что же произошло? Что поколебало самые основания жизни? А произошло вот что: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно..." (Быт.3:6). Вот что произошло: "вожделение", то есть эгоистическое, обособленно-личное желание утолить свою неожиданно явившуюся страсть любви к себе и к своему наслаждению, "потому что дает знание". Проснулся интерес. У нас в Америке часто говорят, считая это вполне естественным: "Это конфликт интересов". Да, человечество стало жить в "конфликте интересов" и в борьбе за интерес, в борьбе за существование. И если попытаться перестроится, так чтобы уничтожить всякий интерес, то мы видим, что из такой перестройки получается сущий ад. Потому что без интереса никто ничего не может и не хочет делать, и "построение рая на земле" поэтому превращается в общественное самоубийство. Вот что получилось в результате грехопадения. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что они наги" (Быт.3:7). Открылась нагота, как в детской сказке: "король голый". "И сказал Господь Бог (Яхве-Элохим - Сущий-Божества): вот, Адам стал как один из Нас..." (Быт.3:22). Как понять это "один из нас"? "Мы" - Божественная Троица. "Один из..." - полная этому противоположность. Нельзя быть в "троическом единстве священнотайне" и в то же самое время быть "одним из...". Нельзя разделить Святую Троицу, Яхве-Элохим, Божественную Любовь. Можно попытаться! Но как? А вот именно так, как посоветовал Сатана и как сделал Адам: "зная добро и зло". И мгновенно бывший образом Святой Троицы, живущий Древом Жизни превращается в "особь", "одного из"... "Из" кого? Да из всех других людей. Райское человечество, Церковь сотворенная "прежде сложения мира", Невеста Агнца - разбивается вдребезги на множество частиц. И уже больше не может оставаться в Раю: как бы - такой осколок - "не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни [...] и не стал жить вечно" (Быт.3:22). Осколки