Kniga Nr1423

Более кальвинизма получило силы над умами русских квакерство – одна из отраслей протестантизма. Оно в первый раз принесено было в Россию в малолетство Петра Великого одним из немцев – Кульманом, который в порывах своего ложного вдохновения величал себя пророком и духовидцем, а свое учение – апокалипсисом. Кульман после судебных расспросов и розысканий был сожжен в Москве. Учение его однако успело сохраниться и в 1740 году проникло в Малороссию и Екатеринославскую губернию. Квакеры получили в России имя духоборцев. Признавая своим внутренним учителем и архиереем одного Христа, они отвергают необходимость Священного Писания, таинств, священства и всех светских властей31. Война и всякая клятва считаются у них преступлением. Вдохновение они вызывали скаканием и прыжками.

Из секты духоборцев образовались секты молокан и скопцов. Первые отличаются от духоборцев тем, что принимают благоговейно Священное Писание, веруют в таинство Святой Троицы и наблюдают христианские праздники32. Последние существенным отличием имеют скопчество, которое называют они огненным крещением. Основателем их сект был орловский крестьянин Андрей Селиванов33. Скопцы величают его искупителем, сыном Божиим, Христом, императором Петром III. По их верованию, искупитель их, сосланный в Суздаль, скоро снова явится в Москве с силой и славой и там, зазвонив в успенский колокол, соберет к себе всех скопцов миллионами, воссядет на всероссийском престоле и в Петербурге откроет всеобщий суд миру, будет судить живых и мертвых, т. е. скопцов и нескопцов. Тогда все цари, падши, поклонятся искупителю, повергая к ногам его скипетры и короны свои и извергая сожаление, что доселе не были причастны благодати оскопления. Искупитель снизойдет к их раскаянию и всех их прикажет оскопить. Совершив таким образом «дело свое на земле», он скончается естественной смертью. После того мир сей, очищенный от всякой нечистоты, т. е. состоящий из одних скопцов, будет существовать во веки веков.

Дух вольномыслия и безбожия, в конце XVIII века господствовавший во Франции и по всему Западу, в царствование Екатерины II проник и в Россию. Развращенные умом и сердцем французы, которых русские вельможи принимали в воспитатели своих детей, словами и примером жизни сообщали нравственную порчу своим питомцам. Пастыри Церкви мужественно восставали против пагубного духа времени. Ужасы революции оправдали их слова и вразумили общество.

51. Знаменитейшие учители Церкви святитель Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский и Платон, митрополит Московский

Между учителями Русской Церкви в этом периоде были наиболее замечательны: святитель Димитрий, митрополит Ростовский, святитель Тихон, епископ Воронежский, и Платон, митрополит Московский.

Святитель Димитрий родился в Малороссии 1651 года, от одной благородной фамилии и первоначальное воспитание получил в Киевской коллегии. Познакомившись здесь с языками – греческим, латинским, еврейским и польским, он ревностно стал заниматься чтением Священного Писания и Святых Отцов, а на восемнадцатом году возраста посвятил себя иноческой жизни (1668). Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) скоро произвел его в иеромонахи и определил проповедником при Черниговском кафедральном соборе. Два года проповеднического служения в Чернигове сделали имя Димитрия известным всей Малороссии. В 1681 году он посвящен был в игумена, но, тяготясь беспокойствами, соединенными с сим саном, он через два года сложил его и удалился в Киево-Печерскую Лавру, чтобы там вполне предаться уединенной молитве и занятию науками. Здесь-то по предложению печерского архимандрита Варлаама (Ясинского), он приступил к составлению «Житий Святых», в чем тогда имели большую нужду, и неутомимо трудился над ними в течение двадцати лет (1684–1704). Этот громадный труд святитель Димитрий совершил с большим искусством. Составленные им Четьи-Минеи написаны самым чистым славянским языком, с живым увлекательным красноречием и с должной разборчивостью при выборе материалов. Петр Великий вызвал Святителя в Москву и 1701 года повелел рукоположить в епископа Тобольского и Сибирского. Болезнь не позволила Димитрию отправиться в Сибирь, почему через год он был поставлен в митрополита Ростовского. На кафедре Ростовской он показал себя истинным пастырем Христовым. Первое его внимание по прибытии в Ростов было обращено на исправление существовавших в духовенстве беспорядков. Поелику же сии беспорядки происходили преимущественно от невежества, то, чтобы приготовить на будущее время более образованных служителей Церкви в своей епархии, он на собственный счет завел семинарию, строго следил за воспитанием своих питомцев и нередко сам обучал их в классах. Также горячо заботился святитель Димитрий о спасении и прочей паствы, неутомимо назидая ее и своим красноречивым словом и примером собственной богоугодной жизни. Услышав, что раскольники из брынских лесов рассылали по его епархии своих проповедников, он для противодействия лжеучителям составил и разослал по всем своим церквам Розыск о брынской вере, в котором с ясностью доказал, что вера раскольников не права, учение их душевредно и дела не богоугодны. Это сочинение его замечательно в особенности потому, что в нем в первый раз различены раскольничьи секты с явными доказательствами их заблуждений. Кроме Розыска… святителем Димитрием составлены были на пользу пастве «Краткий Катихизис», «Летописец, или Св. История Ветхого Завета» и много других сочинений.

Постоянные труды расстроили и без того слабое здоровье Димитрия. Предчувствуя свою кончину, он призвал певчих и велел им несколько раз пропеть песнь собственного сочинения: «Иисусе прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю; Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость». Отпустив их и смиренно поблагодарив монаха, переписывавшего его сочинения, он заключился один в своей келлии. Утром 28 октября 1709 года его нашли стоящим на коленях пред иконой Спасителя и уже скончавшимся. В 1752 году, при починке пола церковного, обретены мощи Димитрия нетленными и, по освидетельствовании, Православная Церковь причислила его к лику святых угодников Божиих. Память его празднуется 21 сентября/4 октября. Святитель Тихон родился в Новгородской губернии 1724 года, воспитывался и потом был наставником и префектом в Новгородской же семинарии. Поставленный 1763 года во епископа Воронежского, он восстановил в своей епархии семинарию и учредил постоянное проповедывание слова Божия в кафедральной воронежской церкви по воскресным дням. Для назидания народа он сам говорил и писал многие сочинения, рассылая их для чтения по церквам. Из таких сочинений наиболее замечательно известное под заглавием: «Плоть и Дух». В нем святитель Тихон, на основании Священного Писания и учения Златоуста, изобразил противоположности борьбы двух природ в человеке, присовокупив при сем и свои собственные размышления. Его пастырской ревностью положен был конец существовавшему в Воронеже исстари языческому празднеству Ярила и надолго прекращены увеселения, бывшие на Сырной неделе. Произнесенное им слово против Ярила может стоять наравне со словами Златоуста. Около пяти лет подвизался святитель Тихон на Воронежской кафедре. Усиленные труды скоро расстроили его здоровье. По своей ревности, желая лучше не занимать пастырского места, чем упускать свои обязанности, он испросил себе увольнение у Святейшего Синода и удалился в Задонский монастырь. Укрепившись здоровьем, он снова с горячностью приступил к трудам на пользу Церкви. В своем уединении и среди подвигов благочестия он написал: 1) шесть частей «О истинном христианстве» – одну из лучших и самых полных систем нравственного богословия; 2) «Наставление христианское», т. е. наставление о том, как прилично поступать христианину во всех случаях и обстоятельствах согласно со словом Божиим; 3) двадцать семь «Писем» в назидание, утешение и обличение к разным особам; 4) «Сокровище, от мира собираемое», или благочестивые размышления, возбуждаемые в душе христианина иногда обыкновенными случаями в жизни, и даже выражениями как то: «воротись, не туда пошел; нигде я от тебя не могу уйти; завтра приду». Святитель Тихон скончался 1783 года. Мощи его обретены нетленными в 1861 году. Митрополит Платон, знаменитейший проповедник и архипастырь в конце прошедшего и начале настоящего века (XIX века – Ред.), родился (1737) около Москвы и воспитывался в Московской Духовной Академии. По окончании курса он несколько лет оставался при ней наставником и префектом. Постригшись в монашество, он сделан был наместником Троицкой Сергиевской Лавры. В этой должности он успел обратить на себя внимание императрицы Екатерины II своими приветственными речами, говоренными при посещении ею Лавры. В 1763 году он был вызван ко двору для обучения Закону Божию наследника Всероссийского престола Павла Петровича и вместе с тем, чтобы быть придворным проповедником. Своими прекрасными талантами Платон успел достигнуть славы даже при блистательном дворе Екатерины. Памятниками его деятельности остались: Христианское богословие, составленное им для Августейшего питомца, и прекрасная речь над гробом Петра Великого, произнесенная по случаю Чесменской победы над турецким флотом. Сделавшись архиепископом Тверским и потом Московским митрополитом, Платон усердно заботился об улучшении Духовных училищ: устроил в воздвигнутом им Спасо-Вифанском монастыре новую семинарию, сам наблюдал за учением ее воспитанников, посылал лучших из них для усовершенствования в Московский университет или в чужие края и на 68-м году от роду составил для них «Краткую Церковную Российскую Историю» (в 2-х частях). Будучи уже маститым старцем, Платон имел счастье совершить помазание на царство Александра Благословенного. Произнесенное им при сем торжестве слово пребудет навсегда бессмертным памятником его ума и высокого красноречия. В 1811 году, удручаемый недугами старости, Платон предоставил управление епархиальными делами своему викарию, а сам удалился в Вифанскую обитель. Здесь он жил как простой монах и, приготовив себе гроб, бестрепетно ждал своего отшествия в вечную отчизну. Услышав о вторжении в Россию Наполеона, он дрожащей рукой начертал письмо и с образом святого Сергия отправил его государю. Говоря в письме о наступающем страшном кровопролитии, он в то же время пророчески предсказал, что «Франция познает в Боге Господа отмщений, а Россия восчувствует, исповедает и воспоет к Нему: Авва Отче, Царю Небесный!» Он не дожил до окончательного исполнения своих слов и преставился 11 ноября 1812 года. Глава четвертая. Богослужение и христианская жизнь