Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Вот так и мы. Мы все получили от Господа, но оказались неоплатными должниками. И мы просили прощения и получили его. И Господь нас принял в Свою Семью — Церковь Христову, и в ней мы можем переплыть это бушующее море жизни нашей, как в безопасном корабле. Корабль имеет все необходимое, чтобы защитить плывущих в нем от водной стихии: имеет крепкую основу, дно, борты, паруса, весла, руль. Так и Церковь Христова имеет и руль, которым управляет ее божественный Кормчий, наш Господь Иисус Христос, имеет и паруса, весла — это божественные таинства, имеет и крепкую основу — заповеди Христа, из которых главная — это любовь. И если мы будем блюсти эту главную Его заповедь — любовь, то мы будем в Семье Его, т. е. в Церкви и будем радоваться. Сколько Господь говорил об этом в своей прощальной беседе с учениками: "Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас", (Иоан.15:12) "Сие заповедаю вам, да любите друг друга", (Иоан. 15:17). Да, невозможно быть в Церкви и не пребывать в Любви Его. Быть в Церкви Христовой возможно только при соблюдении Его главной заповеди, той заповеди, которая легла в основание всей Его Церкви, которая есть благоухание Христово, — а заповедь эта — любовь.

И как тот несчастный раб потерял все: и прощенье Господне, и освобождение от всего долга, и возвращение свободы себе и жене, и детям, — все что получил... потерял в Один Момент: в тот страшный момент, когда он не простил должнику своему, так и мы можем потерять все: и прощение, которое мы получили в таинстве исповеди, и ту благодать, которую мы получили в Таинстве св. Причастия, — в один момент: в тот момент, когда мы не простим должнику нашему.

Дай же Бог, чтобы такой момент не наступил для нас никогда. А потому, будем же ради своего спасения, своего собственного благополучия и благополучия наших ближних от всего сердца прощать нашим должникам. И будем радоваться, что у нас есть такие должники, потому что только прощая им их долги, мы можем доказать Господу, как дорого для нас Его прощение. И еще будем радоваться, потому что ведь Господь наш прощает нам огромное, а все, что мы можем простить ведь так мало и так ничтожно. Будем же радоваться всякий раз, когда мы говорим в Молитве Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим".

12-я Неделя по Пятидесятнице

"Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, и в котором утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я преподал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам то, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что Воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе (то есть Петру), потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братьям в одно время; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне, как некоему извергу, говорит Апостол Павел, ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Ко Благодатью Божьею есть то, что есть".

Видите, какое апостольское чтение святая Церковь избрала нам на сегодняшний день для того, чтобы утвердить нас в определенном настроении, которое должно быть у нас по ряду того чтения Евангельски-воскресного, которое служит для нас опорою, утверждением нас в состоянии того, что мы живем здесь временно. А мы боремся против этого понимания, мы не хотим и думать об этом, но ведь это факт. Да, наша жизнь — это 70 лет, если в силах 80 лет, а дальше — труд и болезнь. А сколько бывает трагических случаев, когда Господь пресекает земную жизнь и в юные годы, и даже в детстве.

О чем говорили нам Воскресные Евангельские чтения за последние недели? Они говорили нам о том, что мы должны быть совершенными, что нам нужно быть христианами, потому что всегда может наступить такой момент, когда Христос позовет нас и скажет: "Иди за мной!" Но как же мы пойдем за Ним, если мы будем в духовном расслаблении, если мы будем духовно слепы и не будем видеть Его обителей горних? И Христос спасает нас от этих состояний. Он дает нам Церковь Святую Свою. А Церковь Православная всегда напоминает нам то, что говорит Библия: как создан мир Божий, как жили первые люди, как совершилось падение. Адам не хотел идти от силы в силу, от благодати в благодать в общении с Богом, а захотел сам в себе иметь эту силу. И ушел... ушел в боковые пути человеческой жизни и поэтому лишился Древа Жизни. Но Господь, Милостивый, Бог Отец, дает нам Сына Своего, который воплотился от Пресвятой Девы, Который жил Евангельским Благовествованием и показал нам, как исполнить заповедь: Любви к Богу и ближнему. В сегодняшнем послании Апостол Павел и показывает нам истинного, воскресшего Христа, Который приводит нас к Жизни Вечной. Ведь и сам Павел, будучи еще Савлом, тоже блуждал в поисках Правды. Ведь он тоже вначале искал земного Христа, который освободит Иудеев от власти Рима. Но когда он был на пути, чтобы гнать Церковь Божию, ему встретился Сам Христос, уж после Вознесения Своего, и тут Савл сделался Павлом. И, как мы слышали в сегодняшнем чтении, стал проповедником Воскресшего Христа. Он стал Новозаветным Человеком, который свершил, если можно так сказать, великую революцию в мире и превратил весь мир в искание Христа и стремление к жизни во Христе. С именем Апостола Павла связана вся Христова проповедь во всем мире. Вот когда Святая Церковь утвердила нас в том понимании, что мы идем к Вечному Бытию через земное странствование ко Христу, когда Святая Церковь обращается уже к нам и показывает: не ошибитесь. Один законник обратился ко Христу и спросил: "Что я сделаю, чтобы наследовать Царствие Божие?" (сегодняшнее Евангелие). А Христос сказал: "Исполняй заповеди". А когда этот законник сказал: "Я от детства исполнял заповеди", Христос увидел его непонимание истины и сказал: "Тогда раздай все, что ты имеешь и иди за мной". А этот человек имел много и надеялся на это "многое". Все окружающее для него было реально, и эта реальность давала ему как бы твердость в жизни. А то, что говорил Христос о будущей Жизни, для него было нереальным. И поэтому, когда Христос сказал ему: "Иди и раздай..." Он подумал: как же я раздам? А что же я тогда буду иметь? — А что же он хотел иметь? власть, силу... быть земным обладателем... Апостол сегодня и говорит: "А что же земля? Ведь Христос ведет нас в Вечную Жизнь. Христос спасает нас путем земным. Бог дает людям способности и знания, это те разные пути, по которым люди проходят земную жизнь. Но в основе перед ними лежат Заповеди Блаженства: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны миротворцы, изгнанные, гонимые... Вот это все небесные пути... Вот что Святая Церковь ставит перед нами. Говоря нам о загробной жизни, о воскресении, не как о мысли, а как о действительной жизни и Апостола Павла, и всего нашего сонма Святых, показывает нам истину и показывает тот мираж, который кажется реальным, но если мы будем жить этой реальностью для того, чтобы стяжать земные блага, мы окажемся в пропасти, и все останется у нас здесь. Не будет того, что будет Христово. Так встанем же, братья, в тех призывах, которыми святая Церковь зовет нас в сегодняшний день: не оставляйте молитвы, не оставляйте поста, который дает сосредоточение и внимание, не оставьте и доброго сердца своего, которое стяжает вам и откровение от Господа, и ту радость духовной весны, которая утвердит вас в вечном бытие. 13-я Неделя, о виноградарях "Трудно богатому войти в Царство Небесное", — сказал Христос ученикам. Если помните, еще в прошлое Воскресенье вот этим местом и заканчивалось благовествование Евангельское. Юноша подошел к Христу и спросил, что сделаю, чтобы получить Царствие Небесное? Господь ему тогда ответил: исполняй заповеди, А когда юноша сказал, что он это сделал, тогда Господь, видя его сердце, сказал: раздай то, что ты имеешь. А юноша был богат, и для него богатство было той силой, которая давало ему положение в обществе, и потому он, склонив голову, отошел. Вот Христос и говорит ученикам: "Истинно говорю вам, трудно богатому войти в Царство Небесное". Как это? Почему? И вот, если возьмете сегодняшнее благовествование, то вы увидите, почему... Притча сегодняшнего дня говорит нам о том, как Господин насадил виноградник и послал в виноградник своих рабов, которые должны были обрабатывать этот виноградник, и давал им содержание для их жизни. Но рабам тем было так хорошо пребывать и трудиться в этом винограднике, что это место они стала чувствовать своим, и все то довольство, которое они могли иметь, и все то, что они могли иметь от винограда, который так обильно рос в винограднике, который им не принадлежал, они все больше и больше стали считать своим, и хозяин виноградника постепенно стал забываться. Хозяин давал им нужное для их содержания, для их жизни, но они это стали принимать как должное. У них было другое: они имели возможность пользоваться и виноградом и всей красотой этого земного блага, которое дает Господь человеку. Это их так захватило, что они совершенно забыли, или лучше сказать, не думали о том, что это все временно, и что пройдут годы, и наступит час, когда они должны будут уйти отсюда. И все то, что находится в винограднике, останется здесь, а они отойдут. А ведь от них требовалось другое: при возделывании виноградника они должны были возделывать и то, что дано человеку. А что же было дано человеку? У человека есть тело, которое требует пищи, питья, движения, покоя, то, что мы называем жизнью телесной. Но у человека есть и дух, который стремится всегда к идеалу. И как ни хороша будет жизнь земная, — а она может быть так хороша, что лучше и быть не может, лучше, как будто ничего и нет, — в сердце человека всегда будет копошиться что-то такое, что будет ненасытимо тем, что нас окружает. И будет появляться тоска, и совесть будет говорить ему, что он не то сделал, потому что Образ Божий есть в человеке, в его духе, а дух требует тоже жизни. По плоти виноградоделателям было хорошо, но по духу... Но духовную жизнь они исказили и жили по похоти. И этим было заглушено то, что есть совесть. Совесть была, но она была закрыта. И тут оправдалось то, что говорилось юноше: трудно войти в Царствие Небесное надеющемуся на богатство. Очи закрыты, совесть затемнена, внешне он пребывает в хорошем состоянии, а внутренне совесть его гложет и гложет. Ни надежды, ни утешения. И человек все пробует: вот поеду на какой-нибудь курорт, поеду путешествовать, создам для себя все удобства, устрою свою семейную жизнь, будут дети, буду наслаждаться... А тут, в лучшем случае подходит старость, в худшем случае, болезнь; вот когда наступают эти критические дни, то ничто не успокоит. Сколько ни будет красоты земной, сколько ни будет благ земных, — совесть будет терзать. Это то, что говорится в сегодняшней притче. Рабы и наследника убили, лишь бы не отказаться от довольства виноградником, но все равно наступило изгнание из виноградника. Куда? Это то, что мы называем страданием совести, которое ничем не утолишь. Тоска, тоска безысходная.