Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

И вот теперь, когда мы разобрали эти два Евангелия, тогда мы спросим: Почему же Господь сказал эту притчу, и почему в сегодняшний день Святая Церковь предлагает ее нашему вниманию. Тот, кто знает Евангелие, знает и то, что об этой притче, кроме Евангелиста Матфея, Евангелие которого и читалось сегодня, также повествует и Евангелист Лука с некоторыми подробностями. Там говорится о том, как Христос был приглашен на трапезу к Симону — фарисею. На этой трапезе Христос видел, что делали те евреи, которые приняли закон Моисеев. Как они этот закон Моисеев превратили в средство своего величания, своей гордости. И Христос, видя это и жалея Симона, который его пригласил, начал его поучать. Это слышали все те, кто присутствовал на трапезе. А все это были якобы правоверные евреи, фарисеи из фарисеев. И когда Христос начал говорить, а Он для них был... кем же? Равви, и только, тут один из евреев не выдержал. И когда Христос говорил о том, что получат за свои доброделания Царство Небесное, он громко сказал, вернее воскликнул: "Блажен кто вкусит Царство Небесное! Блажен! Потому что это блаженство принадлежит детям Авраама. И нам принадлежит то, о чем Ты говоришь. Какие там доброделания ? Обетование, которое дано Моисею, — оно наше, и мы им пользуемся, мы — евреи, это :— наше царство".

Тогда-то Христос в ответ на это "Царство" и дает им вот эту притчу. И тут Он показывает, что евреев столько времени звал Господь для получения блаженства, для чистоты жизни. Но они не пришли. Они были заняты так же, как вот этот юноша, как эти виноградари, землею. Они строили, очевидно, себе вот эти дворцы, накупали себе этих несчастных рабов, жили в комфортабельном состоянии, и им было не до того. А поэтому какая там трапеза Царская? К этой трапезе они отнеслись так, что почти все отказались. Тогда Господин вызвал своих воинов и призвал через воинов всех: и злых, и добрых, без избрания: все должны были придти. Но на востоке, когда давалась трапеза, давалось не только питание, пища, но давалось и одеяние. И вот, когда дали облачение тем, кто пришел, — и блуднице, и мытарю, и другим грешникам, — и всем были даны одинаковые облачения. Но тут нашелся и фарисей, который вошел. То, что он увидел, представилось ужасом. Среди тех, кто был приглашен, были и великие грешники, и блудницы, и мытари... Он не захотел быть с ними равным. Его собственное облачение, как ему казалось, было гораздо лучшим. И он остался в нем. Царь, вошел посмотреть возлежащих, говорит ему: "Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Он же молчал. Но в душе, можно думать, он возмущался. Возмущался тем, что на Брачном Пиру присутствуют все грешники. А вот он, как будто праведный, сын Авраамов... и тут сидит он с ними вместе. И унизительнее всего было то, что от него хотят, чтобы он переменил свое богатое облачение на то, в котором все грешники были одеты, на брачное облачение. Нет. Ни за что!

И получилось то, что получилось! Господь велел его связать за то, что он нарушил единство. А единство какое? Единство Церкви Христовой.

Вот видите, братья и сестры, как важно это единство, как дорога Церковь Христова в Очах Господних.

Будем же слушаться ее гласа, будем исполнять от всей души то, что Она требует от нас, будем хранить то облачение, которое Она дает нам. Да не случится же с нами того, что случилось с тем, кто был не в брачной одежде.

15-я Неделя по Пятидесятнице

О законнике: какая самая большая заповедь в законе? "И один из законников, искушая Христа, спросил, говоря: "Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?" Если вы были внимательны к тому, как Святая Церковь, раскрывая нам тайну нашего спасения, постепенно по Евангельским чтениям воскресным указывает нам путь воскресения души человеческой, то вы заметили и то, что начиная от Пасхи до сегодняшнего дня было несколько циклов. Один из этих циклов убеждал нас в том, что Господь есть наш Спаситель, и Спаситель от греха, и что Он всесилен. И дальше показывались нам те состояния, те настроения, которые должны быть у нас в душе каждого христианина, чтобы воспринять эту силу, которую преподает нам Господь, устрояющий наше спасение в домостроительстве вечного бытия. И эти Евангельские чтения раскрывали нам чувства смирения и преданности Господу, понимания Слова Божия как действующего в жизни нашей. А потом эти циклы переходили в другие и подошли к такому циклу, где раскрывалось, что все это, что дает нам Господь, может совершиться, но только в пределах Церкви. Как ладья, в которой плыли апостолы, сохраняла апостолов. А ладья эта была как законы, в которых жила и живет Церковь, которые защищают тех, кто находится в ладье от всех тех волнений, которые происходят вне ладьи. Но это возможно только, если с нашей стороны будет послушание ко Господу. А такое послушание связано с известными переживаниями, так как и Апостолы переживали: и бурю, и страх. Но если мы воздерзаем на Божественную Силу, мы тогда теряем послушание, а получаем вместо послушания дерзновение, и с нами может быть то, что произошло с Апостолом Петром, который в порыве восторга и дерзновения попросил у Христа разрешения идти к Нему по волнам. И Христос как бы так ответил ему: "Иди, если хочешь". Это уже не было послушание, это не была Воля Христова, а воля Петра. И когда Петр оказался в водной стихии одним, волны были так высоки, что и Христа не было видно, тут он пришел в разум, закон естества овладел им, он испугался и начал тонуть. И только крепкая вера в Господа и постоянное упование на Вседержителя спасли его. И дальше, в Евангелии о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, тоже, таинственным образом, Господь как бы говорит о Церкви. "Вы дайте им есть!" говорит Он Апостолам, отклоняя их попытку отпустить людей в соседние селения для покупки пищи. Не означает ли это и то, что Он поручает им, Апостолам и их преемникам питать людей истинною пищею, Его Телом и Кровью в Таинстве Божественной Евхаристии? И когда Он велел рассадить народ группами, не означает ли это символически организацию Церкви? Воскресные Евангельские чтения все больше и больше убеждали нас, что христианская жизнь может быть только в Церкви, при определенных законах Церковных, при Божественной Евхаристии, которая есть Древо Жизни Нового Завета. Вот приведя нас к этому пониманию, Церковь начинает показывать нам, разъяснят, нам, чем является наша, окружающая нас жизнь. Если вспомните, позапрошлое Евангелие говорило нам о том, что некий юноша подошел ко Христу. И этот юноша спросил Христа: "Что сделаю, да получу Царствие Небесное?" Он, — как материалист. Он исполнял точно все предписанное законом. Он сам сказал: "Я исполнял заповеди". Но он исполнял это как традицию, как нужное. И Господь видел это и сказал: "Тогда откажись от всего, что ты имеешь". Другими словами: откажись от той надежды, которую ты имеешь на богатство. Юноша застыл. Он не мог понять, как можно отказаться от той силы, которая является силою земли. Ведь через богатство можно иметь все, что мы хотим. Так враг рода человеческого искусил человека и извратил наши понимания. И следующее, прошлое Евангелие говорило о виноградоделателях. Виноградник этот изображает в притче весь наш мир. Господь владеет этим виноградником. А виноградоделатели — это только слуги, которые получают необходимое для их содержания, и в конце концов все что дает виноградник, должны отдать Господину своему. А виноградоделатели увидели красоту виноградника, удобство жизни, и решили, что в этом-то и есть весь смысл их жизни. Они будут жить. А поэтому, когда и Наследник пришел, то они Его убили. Они сказали себе самим: зачем Он нам. Виноградник наш. Это наше.