Kniga Nr1431

и Ты лицо земли обновишь442.

Вопрос о том, как это могли воспринимать ближе к концу эпохи Второго Храма, – опять же отдельная тема, к которой мы вернемся в следующей главе.

Подобные вопросы вызывает столь же известный отрывок из книги Иова. Бог, заявляет Элиу, открывает слух смертным, чтобы они слышали его предостережения:

Чтоб человека от замысла его отвратить и отвеять от мужа гордыню его, чтобы от бездны душу его отвести и жизнь его – от острия меча. Затем, когда такая участь близка: И приближается к могиле его душа и к месту смерти – его жизнь. Но если есть Ангел за него, Ходатай, из тысячи один, учащий человека правоте, он сжалится над ним и скажет так: «Избавь его, чтоб он не сошел в гроб; я выкуп за него нашел!» Тогда тело его юностью процветет и молодость его вернется к нему; Он молиться, и милует его Бог; дает видеть ликующим свое лицо… Тот поет перед людьми и говорит так: «…Освободил от погибели душу мою, и жизнь моя видит свет!» Вот, все это делает Бог… Чтобы вышла из тлена его душа и во свете живых он воссиял443. Эти слова выглядят менее двусмысленны, чем в Пс 15, и с учетом контекста всей Книги Иов лучше всего видеть здесь избавление от преждевременной смерти, а не загробную жизнь. Тем не менее оба эти отрывка в послебиблейском иудаизме вполне могли пониматься как указание на посмертное спасение. Последующие переводы и толкования устраняли неопределенность смысла. (iii) Слава после страдания? О Пс 72 можно сказать нечто более определенное444. Это одно из классических библейских сетований на жизненную несправедливость (нечестивым и надменным все сходит с рук), из–за чего этот псалом стоит в одном ряду с Книгой Иов. Однако он предлагает иной ответ. Когда псалмопевец входит в Божье святилище, он понимает, что нечестивого постигнет осуждение, хотя как и когда это произойдет, остается неясным: Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, пробудив их, уничтожишь мечты их445. Но это еще не все. Псалмопевец обнаруживает, что сам он охвачен любовью, которая не даст ему исчезнуть, силой, которую не могут пресечь даже смерть и разложение тела: Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек… А мне благо приближаться к Богу!