Kniga Nr1443

Все большее число бывших Свидетелей, осуждённых и исключённых правовым комитетом в Залах Царства, обращается в гражданские суды своих стран в поисках справедливости. Некоторые возбудили дело о нанесённом им ущербе, ссылаясь на финансовые потери или клеветнический характер обвинений, по которым их отлучили. Многие обвиняли старейшин в унижении человеческого достоинства. Другие говорили о психическом и эмоциональном вреде, полученном как следствие учений Сторожевой Башни. А в случаях, когда из-за религиозных разногласий распадались семьи, юридические баталии разыгрывались по поводу раздела детей и имущества.

Многих бывших Свидетелей, однако, постигло разочарование: им не удалось поймать Сторожевую Башню в «капкан» закона. Они могут судиться с бывшими супругами, с местными старейшинами как частными лицами, и, вероятно, даже с местным собранием, но существующие законы не дают основания для подачи в суд на организацию в целом. Руководящая Корпорация выглядит неприкосновенной. Это, наряду с желанием уберечь других от собственного печального опыта, привело многих бывших Свидетелей Иеговы к решению лоббировать новое законодательство.

Почему бы не помешать религиозным культам промывать мозги невинным людям? Почему бы не открыть церковные суды для проверки мирской юридической системой? Почему бы не запретить контроль над сознанием, осуществляемый под маской религии? Почему бы не поставить вне закона практику лишения общения? Почему бы не отказать религиям, которые ограничивают свободы последователей, в освобождении от налогов?

На первый взгляд, эти идеи довольно привлекательны. И бывшие Свидетели, требующие таких законодательных изменений, нашли внимательных слушателей среди широкой общественности. В конце концов, «должен же существовать закон!» — говорим мы.

Но не может ли такое лечение оказаться хуже самого заболевания? Немного развив метафору, такое законодательство можно сравнить со жгутом, наложенным на ногу, чтобы вылечить заражённый палец. Проблема заключается не в религии как таковой, но в маленькой части религиозного мира, называемой деструктивными культами. Таким образом, стремительные перемены в законе, воздействуя на отношения между церковью и государством, повлекут за собой значительное количестве невинных жертв.

Правда, некоторые секты злоупотребляют разделением церкви и государства, ущемляя в своих рядах свободы, гарантированные государством. И одним из возможных решений проблемы будет позволить государству вмешиваться в дела церкви, чтобы обеспечивать существование этих свобод. Но не слишком ли быстро мы забыли уроки истории? Что обычно происходит, когда государство вмешивается в религиозную жизнь? Религиозную свободу теряют все! Одно дело, когда относительно небольшое число людей слепо идёт в собрания деспотических культов, но совсем другое дело, когда благодаря введению государственного контроля на карту ставится религиозная свобода государства в целом.

В европейской истории есть много примеров того, что может случиться, когда правительство пытается законодательно вмешаться в вопросы религии. Но, может быть, я слишком чувствителен к этому предмету по причине своего близкого знакомства с историей моего родного штата Массачусетс. Здесь, перед зданием американского Капитолия, стоит памятник Мэри Дайер, которая была повешена в Бостоне в 1660 году за свои квакерские убеждения. Кроме неё, нашими предшественниками-пуританами были повешены и ещё несколько квакеров, а другим религиозным меньшинствам пришлось ненамного легче. Прибавим к этому печально известные жестокие судилища над ведьмами в Салеме, к северу от Бостона, и станет ясно, что сочетание светской и духовной власти в одних руках — страшное дело. В сегодняшнем контексте это может звучать довольно резко, но история вынуждает нас серьёзно задуматься о том, что может случиться, если мы заберём тюремные ключи у лидеров культов и отдадим их политическим лидерам? Отпустят ли они пленников? Или же они, рано или поздно, запрут всех нас ещё крепче?

Кроме того, ограничительными законами редко удаётся победить идею. Культы растут не из-за «чрезмерной религиозной свободы», но, скорее, из-за религиозного невежества, которое создаёт плодородную почву для роста таких групп, как Свидетели Иеговы. Культы растут засчет искажённой информации — засчет лжи. А потому лучшим противоядием является верная информация — истина. Люди, знакомые с историей групп, подобных Обществу Сторожевой Башни, едва ли к ним присоединятся. Не пойдут туда и знакомые с Библией люди, а также те, о чьих духовных нуждах уже заботится любящая церковь или община верующих. Единственно действенным противоядием против культов является широкое распространение достоверной религиозной информации в обществе, где люди могут свободно выбирать, к какой религиозной группе им присоединиться. Сторожевая Башня вербует себе сторонников, наводняя мир брошюрами, журналами и книгами, излагающими их точку зрения. Свидетели Иеговы бродят по нашим городам из дома в дом, пока не найдут человека, не имеющего крепких убеждений и ничего не знающего о Сторожевой Башне. Наталкиваясь на людей, имеющих твёрдую веру и предупреждённых об опасности Сторожевой Башни, они редко достигают успеха. Итак, вместо того, чтобы прибегать к законодательной хирургии, которая может оказаться хуже самой болезни, гораздо эффективнее повлиять на экспансию Свидетелей Иеговы можно при помощи профилактических мероприятий в масштабах всего населения. Эти мероприятия могут принимать самые разные формы: памфлеты, книги, журналы — то же самое оружие, которое использует Сторожевая Башня, — и другие средства массовой информации, если их нацелить на разоблачение культов. В заключительном разделе настоящей книги мы приведём ряд практических предложений, адресованных тем, кто готов таким способом сражаться со Сторожевой Башней. Те, кто подаёт на руководителей культа в суд из-за материального ущерба, конечно, заслуживают компенсации, и имеют возможность, согласно существующим законам, ее получить. Аналогично, можно ожидать, что суды решат вопрос об опекунстве и возможности видеться с детьми в пользу пострадавшей стороны. Но на вопрос о принятии нового закона необходимо навесить ярко-красный знак «ОСТОРОЖНО». Даже принятые из благих побуждений законы, предназначенные для обуздания культов — это опасное оружие, которое может выстрелить не в ту сторону. ГЛАВА 28 Нечто лучшее