Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Спаси нас, род Твой, Владычице! Спаси нас, единокровных Твоих! Спаси нас, Мати Живота и Мати всех нас, хотя мы и не достойны называть Тебя Материю своею! Очисти, освяти, утверди и спаси нас молитвами Твоими!

Для чего мне имение? Для того, что им существовать мне и моему семейству и моим сродникам, чтобы подавать бедным, а не для того, чтобы его скоплять. Мерь щедро, чтобы щедро отмерил Тебе Бог по даянию Твоему. Притом имение все или средства к жизни - Божии, а не наши, а Бог - Начальник живота: Он и заботится о поддержании нашей жизни чрез нас самих или чрез других, или непосредственно. Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим (Ектения). Мы говорим: нам нужно жить, а живот наш - Бог: значит, и все средства к жизни Бог подает и подаст.

Во многих светских журналах и газетах, которых число умножилось до крайности, дышит дух земной, нередко богопротивный, между тем как христианин (в надежде) есть гражданин не только земли, но и неба, и должен мудрствовать и о небесном. Языческая древняя письменность была нередко, кажется, лучше и чище (Цицерон), возвышеннее по своему началу и побуждению, чем письменность иная народов христианских. Ипостасное Слово Отчее, Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно и крепко оскорбляют христианские народы, которые должны были бы быть по преимуществу словесными, т.е. богоподобными существами, - в устном и печатном слове, которое тратится во множестве попусту и даже к соблазну христиан, светскою письменностию отвлекаемых от чтения слова Божия и писаний св. Отцов. В преумножении льстивых словес уловляют и обольщают редакторы и издатели журналов и газет словесное стадо Христово. О, Слове Божий! Какой ответ дадим мы на Страшном Суде Твоем!

Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом.

Все, что Церковь влагает нам в уста и в слух, есть истина, дыхание или поучение Духа Святого. Благоговей пред каждою мыслью, каждым словом Церкви. Помни, что область мысли и слова - Божие достояние, как и весь мир, видимый и невидимый. Ничего ты своего не имеешь, даже ни мысли, ни слова. Все Отец наш, все Бог. Сливайся в общий строй, как сливается злато в известные формы или как природа сложена в одно стройное целое. Не живи себялюбивою, отдельною жизнию.

Вскрытие морей и рек - образ разрешения души нашей от тела.

Сердце наше просто, единично, и потому не может работать двум господам: Богу и мамоне (Мф. 6, 24), т.е. богатству; значит, нельзя служить искренно Господу и вместе иметь пристрастие к земным вещам, ибо все это относится к мамоне. Да и недостойно человека работать богатству, ибо оно земля и прах.

Нас ради Господь воплотился, страдал, распят и умер, и воскрес. Нас ради Он и Матерь Свою Пречистую Деву Марию всеми добродетелями благоукрасил, и всеми Божественными силами снабдил, чтобы Она, преблагосердая и всесовершенная, была после Него всем для нас. Итак, да не будет для нас тща благодать Божия, коей исполнена Владычица наша. Да притекаем все с дерзновением и упованием к чудному и всеблагомощному и пречистому покрову Девы. Грехи ли стужают нам, - помолимся Ей, чтобы Она иссопом молитв Своих очистила нас от всякой скверны плоти и духа. Хула и презорство к духовному слову происходит от чего? От гордыни сердца нашего, от кичливости, сытости нашего разума. Вообрази же теперь, какая преукрашенная, чистая и непоколебимая Палата Вседержителя Пресвятая душа и Пречистое тело Богоматери, в утробу Которой вселился Бог-Слово и обитал в Ней Божеством, Душою и Телом Пречистым? Вообрази, какая Она вечная, бесконечная, неизменяемая святыня! Вообрази, какого благоговения и прославления Она достойна! Вообрази, кто мы, - трости, ветром диавольским колеблемыя (Мф. 11, 7); дохнул диавол своею хулою в наше сердце, и сейчас колеблемся его хулою, смущаемся, унываем, тогда как надо презирать все его хуления или не обращать на них внимания, как на мечты. Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и в молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть так же нераздельны. Просишь ли чего у Бога, веруй, что будет, сделается по твоему прошению, как Богу будет угодно; читаешь слово Божие - веруй, что все, о чем в нем говорится, было, есть и будет, или сделалось, делается и сделается. Так веруй, так говори, так читай, так молись. Великая вещь слово. Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей. Человек! Познай себя, кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством. Благая Владычица!Владычице Богородице, святым Ангелам и всем святым молись как Самому Духу Святому, паче же как Святой Троице, их освящающей и в них почивающей. Тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21). Свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши (Возглас). Аминь. Все мы живем в каком-то прелестном затмении сердца и ума, но Господь Иисус Христос есть просвещение наше. Святые всегда видят нас по благодати Божией, потому что они в Боге и Бог в них; они един дух с Господем (1 Кор. 6, 17), а Господь все видит, все слышит. Поэтому, смотря в церкви, например, на лики святых Божиих, верь, что они видят тебя, наипаче же твое сердце.